Интересная история

Культура и образование
Страница 1

Кроме политической и экономической целей, иностранная колонизация преследовала и культурные цели, которые заключались в том, чтобы создавать наглядные примеры иного сельского быта и иного хозяйствования, чем те, которые имели место в России в то время. Поэтому правительство вначале было заинтересовано в изолированной жизни колонистов, чтобы они смогли сохранить и укрепить в своих колониях европейскую бытовую и хозяйственную культуру. В первые десятилетия оно скорее препятствовало, чем поощряло изучение русского языка в колониях. Вся официальная переписка и документация велась на немецком языке. Изолированность и консервативный уклад способствовали сохранению в полном объеме языка и обычаев, привезенных с родины.

Расширение хозяйственных и торгово-экономических связей нарушало обособленную жизнь колоний и расширяло сферы общения. К 50-м годам колонисты стали ощущать потребность в изучении русского языка, незнание которого лишало колонистов уверенности и самостоятельности вне пределов колоний. Имеются сведения, что в некоторых колониях появились в эти годы частные преподаватели русского языка.

Были предприняты и другие попытки. Отдельные волостные правления, в частности колонии Гофренталь, отправляли по нескольку человек в качестве учеников писаря в Одессу, в канцелярию Попечительского комитета. Главная их цель была – научиться русскому языку. Один из них, Карл Клейн, до глубокой старости учительствовал в молочанских лютеранских колониях. Был среди них и меннонит Иоган Теве, будущий переводчик книги Клауса «Наши колонии».

К 60-м годам ХІХ века школьные проблемы обострились. Среди них можно назвать узость школьных программ и отсутствие квалифицированных учителей, и переполненность классов.

Вопрос о школе все настойчивей поднимался в печати. Чтобы сохранить эффективность хозяйств, необходимо было усовершенствование сельскохозяйственного труда, чего нельзя было сделать без повышения уровня школьного образования.

Для решения этих проблем в колониях стали открывать центральные училища. Одно из таких училищ было открыто в 1844 году в Сарате. Его целью было «образовать из колонистских мальчиков способных учителей для сельских школ и писарей для приказов, а равно землемеров и архитекторов, посредством которых распространить в колониях русский язык».

Интересно, что русское правительство считало необходимым подчинять такие училища надзору и руководству духовенства, хотя настаивало на решении такими училищами светских задач. Но колонистское общество, которое ставило более духовно-конфессиональные, чем светские цели, само признало необходимым устранить излишнее влияние пастора.

В конце 60-х – начале 70-х годов, когда реформы Александра ІІ ликвидировали устав о колонистах, перед ними встала проблема вхождения в политико-социальный строй России.

В 1868 году в Одессе состоялся съезд колонистских обществ южного края России, который затронул и проблему образования. Он разработал педагогическую систему, которая должна была связать сельскую школу, имеющуюся в каждой колонии, центральные училища, уже существующие или планируемые на один или несколько колонистских округов, и учительскую семинарию в Одессе.

В 80-е годы согласно реформам Александра ІІ и руссификационной политике Александра ІІІ все колонистские школы должны были быть выведены из подчинения сельским обществам, хотя оставались на их содержании. Это влекло за собой коренные изменения в немецкой школе.

В 1888 году министру народного просвещения был отправлен проект программы курса колонистских школ Одесского учебного округа. Проект предусматривал параллельное изучение немецкого и русского языков, и в нем подчеркивалось, что обучение русскому языку имеет чисто практические цели.

К концу ХІХ века в России сложилась новая экономическая ситуация, связанная с необходимостью овладения интенсивной обработки земли. И с 1905 г. в немецких колониях появляются новые учебные заведения, которые готовили не только учителей, но и давали профессиональное образование, необходимое для интенсивного ведения сельского хозяйства.

Остановимся на истории некоторых учебных заведений в Одессе. Центрами образования, как уже говорилось выше, были церкви.

Уже в 1825 году при лютеранском соборе Святого Павла было открыто двуклассное училище, дающее начальное образование. Имела свое училище и римско-католическая церковь. Евангелическо-реформатская община возникла позже, в 1842 году. При ней было открыто трехклассное училище, в котором программа была уже достаточно объемной.

Вскоре приходская школа уже не отвечала требованиям быстро развивающейся экономики, и при лютеранском приходе открывается немецкое реальное училище Святого Павла, которое давало прекрасное гимназическое образование. Его программа в 60-е годы учитывала особенность Одессы как многонационального коммерческого города и включала в себя кроме общеобразовательных предметов, изучение четырех языков (русского, немецкого, французского и итальянского), а также коммерцию, бухгалтерию и стенографию.

Страницы: 1 2

Этапы развития государственности
Первые государственные образования на территории Греции появились во II тыс. до н.э. полисный этап истории Древней Греции делится на четыре периода[1]: 1. Гомеровский период (11-9 вв. до н.э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают разлагаться к концу данного периода. 2. Архаический период (8-6 вв. до ...

Война четвертой коалиции (1806-1807гг.)
Войну против Наполеона продолжили Англия и Россия, к которым вскоре присоединились Пруссия и Швеция, обеспокоенные усилением французского господства в Европе. В сентябре 1806 образовалась 4-ая антифранцузская коалиция европейских государств. Спустя месяц, в ходе двух сражений, в один и тот же день 14 октября 1806 прусская армия была уни ...

Военная организация и военное искусство в рабовладельческом обществе
Южная часть Балканского полуострова с очень давнего времени была заселена греками. Они расселились также на островах Эгейского и Средиземного морей, основали колонии на побережье Малой Азии, южной части полуострова. В политическом отношении Греция состояла из большого количества городов-республик (полисов): Афинской республики, Спарты, ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru