Совсем презренными считались купцы. Торговцы объединялись в гильдии (накама) на тех же приблизительно основаниях, что и ремесленники. Для пополнения казны Токугава ввели лицензии (кабу), которые продавались цехам и гильдиям, что укрепило юридическое положение последних.
Замыкали социальный ряд феодального общества две категории населения:
1) нищие (хинин - буквально «нечеловек»);
2) эта – парии, которые исполняли самые грязные и постыдные, по мнению самураев, работы, связанные с выработкой кожи и кожевенным производством, уборкой нечистот и т. д.
Совершенно обособленной продолжало оставаться придворная аристократия (кугэ) – прослойка господствующего класса, занимавшая формально ещё более высокое место, чем самураи, в сословной организации японского общества, но лишенная всякой политической власти и способности к действию.
Переход из одного сословия к другому практически был невозможен, за исключением случаев усыновления.
Сословие воинов формально считалось единым. Тем не менее, регламентация Токугава коснулась и его. Она ввела четкое иерархическое разделение в среде военного дворянства. Наряду с выделениям у самураев высшего ранга даймё (военная знать) трёх классов (госанкэ-, фудай-, тодзама-даймё) и иерархией феодальных князей, определившей положение каждого из них по размерам территории.
Даймё в соответствии с их богатством и могуществом делились на:
1) даймё высшего ранга – владетелей провинций – кунимоти, или
кокусю;
2) владельцев замков – сиромоти, или дзёсю;
3) владельцев поместья – рёсю.
Была оформлена новая прослойка самурайства, так называемая хатамото (буквально «подзнаменные» или «знаменосцы») или дзикисан (непосредственные вассалы). Они, как и уже названные гокэнин, являлись годзикисан, т.е. самураями, подчинявшимися непосредственно бакуфу и сёгуну.
Хатомато, в отличие от гокэнин, обладали большими привилегиями: они имели право личных аудиенций у сегуна, при представлении министром сегуна (родзю) входили в помещение непосредственно с главного входа; во время встречи с процессией госанкэ поворачивались к ней спиной, делая вид, что не видят ее. Гокэнин обязаны были припадать к земле сразу же, увидев копьеносцев торжественного шествия. Хатомато могли ездить верхом даже в Эдо, что прочим не разрешалось. В случае войны Хатомато должны были принимать участие в комплектации армии сегуна, поставляя по пять человек с каждой тысячи коку риса своего годового дохода. В мирное время Хатомато входили в состав административного аппарата сегуна, приближаясь этим к дайме, и составляли вместе с сёмё (мелкопоместные феодалы, буквально «малое имя» в противоположность даймё - «большое имя») верхушку сословия самураев.
Хатомато и гокэнин так же, как и даймё, делились на категории: фудай (фамилии ближайших сподвижников Токугава Иэясу) и гохо.
Ниже Хатомато и гокэнин по социальному положению стояли вассалы вассалов – байсин, или самураи, находившиеся в подчинении многочисленных местных феодалов.
Последнее место в сословии принадлежало низшим самураям, рядовым воинам – асигару, или кэнин.
Вне всех этих категорий стояли ронин, или роси – самураи, утратившие место в своей феодальной организации, в своем клане. Они покидали своего сюзерена по его принуждению или же добровольно. Многие ронины, лишенные к средств к существованию, искали нового покровителя или становились на путь грабежа и разбоя, объединяясь в банды.
Заключение.
Таким образом, реформа Сервия Туллия проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримской государственности.
Она заложила основы новой организации римского общества не по родовому, а по имущественному и территориальному при ...
Югославия в условиях самоуправленческого социализма. !950-е - конец 1980
гг.
На путях развития и совершенствования общественного самоуправления
Вопросы управления народным хозяйством стали главными в повестке дня VI съезда КПЮ в 1952 г. Съезд одобрил курс на перестройку экономики страны на принципах общественного самоуправления. На съезде было принято решение о переименовании коммунистической партии в Союз комм ...
Вероисповедание
Христианство /Армянская Апостольская Церковь/
Одна из древнейших Церквей - Армянская Апостольская Святая Церковь - на протяжении всей истории христианства была и является неотъемлемой частью "Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви" Христовой.
Духовным и административным центром Армянской Апостольской Церкви является ...