В ходе дебатов, которые предшествовали принятию этого документа, были отвергнуты федералистические тенденции, коренившиеся в бакунинской ветви русского народничества и отстаивавшиеся в основном левыми эсерами (кое - какой поддержкой они все же еще пользовались со стороны большевиков). С точки зрения левых эсеров, государство должно было представлять собой ассоциацию групп производителей, причем считалось даже необязательным устанавливать для них точные территориальные рамки. Единственной областью, где сохранялся федералистический принцип, был национальный вопрос. Это в точности соответствовало тому, что Ленин, следуя марксисткой традиции, утверждал в “Государстве и революции”. Таким образом, было окончательно положено начало созданию государственной надстройки над производителем. Это были первые шаги на пути превращения Советов как самодеятельных организаций в государственные органы, действующие в соответствии с общими правилами и постепенно приобретающие все большее единообразие, что законодательно закрепила первая Советская Конституция, принятая 10 июля 1918 года Пятым Всероссийским съездом Советов.
Согласно Конституции, власть объявлялась принадлежащей “всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах”. Уточнялась территориальная база новых органов власти: они должны были создаваться не только в городах, но и в деревнях. Суверенная власть Советов на высших уровнях осуществлялась Съездом, а в промежутках между съездами - Исполнительным комитетом, избранным на съезде. В полном соответствии с классовой постановкой вопроса закон не только лишал права голоса представителей слоев, признанных эксплуататорскими, - предпринимателей, использующих наемный труд, получателей ренты, торговцев, священнослужителей, бывших полицейских, - но и устанавливал разные нормы представительства для городского и сельского населения: один депутат на Всероссийский съезд Советов избирался соответственно от 25 тысяч рабочих и 125 тысяч крестьянских избирателей. Избранный на съезде ВЦИК представлял собой высший орган власти. Это был единственный орган, наделенный законодательными полномочиями. Конституция, тем не менее, предусматривала некоторые исключения в пользу Совета народных комиссаров. Дело в том, что если юридически функции этих двух органов были четко разграничены, то практически многие факторы затушевывали это разграничение. Объяснялось это не только присущим марксизму учению принципиальным отказом от теории разделения властей, но прежде всего безотлагательностью требующих решения практических вопросов. Таким образом, формальные правила приходилось обходить. Принятие Конституции окончательно закрепило монопольное пребывание большевиков у власти.
Николай II
Последний российский император не снискал особой любви и уважения ни среди современников, ни в памяти потомков. Лишь в последние годы на волне воспрянувшего монархического движения в общественное сознание настойчиво внедряется образ царя патриота и царя мученика, добровольно отрекшегося от трона ради умиротворения страны и заплатившего ...
Тира и нападение карпов на нижнедунайскую границу (214 г. н. э.)
В начале III в. ничто, казалось, не предвещало бурных событий наступающего столетия. Захвативший трон при поддержке дунайских легионов23, и тесно связанный с придунайскими провинциями Септимий Север подтвердил, хотя и с некоторыми ограничениями, дарованные его предшественниками привилегии Тиры (§ 17,2; § 18). Однако вскоре в ее окрестно ...
Ситуация вокруг войны и итоги
Недовольство ходом «грязной войны» охватило к началу 1954 г. даже те общественные круги Франции, которые до этого выступали за ее продолжение. Оппозиция клерикальному правительству Ланьеля–Бидо, прозванного «кабинетом войны», росла из месяца в месяц. Индокитайская политика правительства подвергалась острой критике не только слева, по и ...