Интересная история

От самого либерального цензурного указа к самому жёсткому.
Страница 4

История » Цензура в России - прошлое и настоящее » От самого либерального цензурного указа к самому жёсткому.

Сразу же с появлением Министерства духовных дел и народного просвещения на повестку дня был поставлен вопрос о новом цен­зурном уставе, преобразовании цензуры вообще. В июне 1820 г. для разработки такого устава был создан комитет из членов Глав­ного правления училиш князя В. П. Мещерского и М. Л. Магниц­кого, членов Ученого комитета Д. П. Рунича, И. С. Лаваля, Н. И. Фуса. Душою всего дела был Магницкий, написавший обстоятельный «Проект мнения о цензуре вообще и началах, на которых пред­полагает цензурный комитет составить для оной устав».

15 мая 1824 г. министром духовных дел и народного просвеще­ния был назначен адмирал А. С. Шишков, писатель, администра­тор и академик президиума Российской Академии (1813 г.). На пер­вом же заседании Главного правления училищ, которое вел Шишков, он изложил свои идеи о просвещении народа, цензуре и ее задачах. Но их он осуществит уже в другой период истории Рос­сии — при Николае I.

Новый цензурный устав был принят 10 июня 1826 г., уже при Николае I, и лег в основу осуществляемой цензурной реформы. В противоположность цензурному уставу 1804 г. он был крайне подробен (его объем был в пять раз больше) и состоял из 19 глав и 230 параграфов. Новый устав был пронизан стремлением регламентировать все возмож­ные задачи цензуры и действия ее аппарата.

Основные положения цензурного устава 1826 г. сводились к следующему:

· цель учреждения цензуры состоит в том, чтобы произведениям словесности, наук и искусства при издании их в свет посредством книго­печатания, гравирования и литографии дать полезное или, по крайней мере, безвредное для блага отечества направление;

· цензура должна контролировать три сферы общественно-полити­ческой и культурной жизни общества: 1) права и внутреннюю безопас­ность, 2) направление общественного мнения согласно с настоящими обстоятельствами и видами правительства, 3) науку и воспитание юно­шества;

· традиционно цензура вверялась Министерству народного просве­щения, а руководило всею ее деятельностью Главное управление цензуры. «В помощь ему и для высшего руководства цензоров» утверждался Верхов­ный цензурный комитет, состоявший в соответствии с тремя направле­ниями цензуры из министров народного просвещения, внутренних и ино­странных дел;

· правителем дел Верховного цензурного комитета состоит дирек­тор Канцелярии министра народного просвещения. Ежегодно он состав­ляет наставления цензорам, «долженствующие содержать в себе особые указания и руководства для точнейшего исполнения некоторых статей устава, смотря по обстоятельствам времени»;

· в стране создавались Главный цензурный комитет в Петербурге, местные цензурные комитеты — в Москве, Дерпте и Вильно. Главный цензурный комитет подчинялся непосредственно министру, остальные — попечителям учебных округов;

· право на цензуру, кроме того, оставалось за духовным ведомством, академией и университетами, некоторыми административными, цент­ральными и местными учреждениями, что закладывало простор для субъек­тивизма цензуры.

Но новый устав был перегружен такими подробностями, которые не имели прямого отношения к цензуре, загромождали и без того громоздкий текст и вносили путаницу в действия цензоров.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Тюркский каганат
В середине VI в. на территории Центральной Азии и Южной Сибири сформировались две основные этнокультурные группы — тюрков-тюкю (тупо), создавших крупнейшее государство раннего средневековья в этой части мира — Первый тюркский каганат, и подчиненных им в социальном отношении теле. Судя по сообщениям летописей, племена, кочевавшие здесь, ...

Сельскохозяйственная политика и продовольственное снабжение.
В начале 1918 года было положено начало реализации Декрета о земле, в соответствии с которым крестьянам было отдано безвозмездно более 150 млн.га удельной, помещичьей, монастырской земли, что было равносильно конфискации этих земель. Такой же принцип был применен к лесам, водам и недрам. Помимо земли и прочих угодий, в руки крестьян пер ...

Деятельность патриарха Фотия. Патриарх Фотий как учёный и богослов
Св. Фотий, вступив на патриарший престол, проявил огромную ревность в обращении народов «вплоть до пределов земли» (Деян. 1, 8). В «Окружном послании» 867 г. св. Фотия упоминается о просвещении армян, болгар и россов, а в «Славянских житиях св. братьев» центральное место посвящено миссии Кирилла и Мефодия хазарам и моравам. Данные сочин ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru