Интересная история

Государственный строй римской империи

История » Эволюция государственного строя Древнего Рима » Государственный строй римской империи

Принципат (от слова «принцепс», как называли императора по его званию «первого сенатора») сохраняет еще видимость республиканской формы правления и почти все основные учреждения республики. Собираются народные собрания и сенат. Избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но словесная приверженность исторической традиции и принципам республиканского управления была прикрытием произвола и самовластия.

Император — принцепс — соединяет в своих руках полномочия диктатора, консула, цензора, трибуна, верховного жреца. В зависимости от рода дел он выступает то в одном, то в другом качестве. Как цензор он комплектует сенат, назначая одних сенаторов и изгоняя других. Как трибун он отменяет действия любого органа власти, арестовывает граждан по своему усмотрению и т. д. Как консул и диктатор он командует армией и осуществляет общее верховное управление империей.

Народные собрания приходят к крайнему упадку. Уже после убийства Гракхов авторитет собраний и их влияние резко падают. Обыкновенным явлением сделался подкуп голосов, точно так же как и постоянные насилия над комициями — разгоны, преследования участников и пр.

Император Август, несмотря на подчеркивание своего, уважения к комициям и проведенную по его желанию либерализацию самих комиций (уничтожение цензовых разрядов в центу-риатных комициях, разрешение заочного голосования для жителей муниципий и римских колоний), отнимает у народных собраний судебную власть—важнейший элемент республиканской свободы.

Вместе с тем собрания лишаются своего исконного права избирать магистратов. Сначала было решено, что кандидаты на должности консулов и преторов проходят предварительную проверку в специальной комиссии, составленной из сенаторов и всадников, т. е. апробацию, затем в 14 г. (при императоре Тиберии) выборы магистратов были переданы сенату.

Средоточием всех высших учреждений империи сделался двор принцепса. Среди них особого упоминания заслуживает императорская канцелярия с юридическим, финансовым и другими отделами. Никогда еще государство не проявляло такой изобретательности в отыскании источников обложения, как в период империи, никогда еще не была столь многочисленна армия чиновников финансового ведомства.

Политическое развитие Черногории 1878 – 1914 гг.. Черногория после признания независимости
После Берлинского конгресса 1878 г. впервые в истории Черногории наступил относительно длительный мирный период. Он был использован для реорганизации государственного управления. Необходимость ее диктовалась потребностями социально–экономического развития страны. Сенат и скупщина племенных старейшин были упразднены. Высшим законодательн ...

Восстановление и расцвет  Московского царства (xvii век)1
Пути развития государства после Смуты определялись задачами восстановления страны. Стране требовалась централизация управленческой власти, чтобы преодолеть развал налоговой системы, упадок хозяйства, разгул преступности, снижение обороноспособности. Постепенно в руках царя сосредоточивалась полнота верховной, законодательной, исполнител ...

Начало экспансии России. 1690—1699
Приоритетом деятельности Петра I в первые годы единовластия было продолжение войны с Крымом. С XVI века Московская Русь вела борьбу с крымскими и ногайскими татарами за обладание обширными прибрежными землями Чёрного и Азовского морей. В ходе этой борьбы Россия столкнулась с Османской империей, покровительствующей татарам. Одним из опор ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru