Интересная история

ПЕТР I ВЕЛИКИЙ (статья П. Н. Милюкова из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1890 – 1907)
Страница 10

История » Жизнь Петра I » ПЕТР I ВЕЛИКИЙ (статья П. Н. Милюкова из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1890 – 1907)

В 1724 г. Петр I сильно страдал от нездоровья, но оно не заставило его отказаться от привычек кочевой жизни, что и ускорило его кончину. В феврале он едет в третий раз на Олонецкие воды; в конце марта отправляется в Москву для коронования императрицы, оттуда совершает поездку на Миллеровы воды и 16 июня выезжает в С.-Петербург; осенью ездит в Шлиссельбург, на Ладожский канал и Олонецкие заводы, затем в Новгород и в Старую Русу для осмотра соляных заводов: только когда осенняя погода решительно мешает плавать по Ильменю, Петр I возвращается (27 октября) в С.-Петербург. 28 октября он едет с обеда у Ягужинского на пожар, случившийся на Васильевском острове; 29-го отправляется водой в Сестербек и, встретив по дороге севшую на мель шлюпку, по пояс в воде помогает снимать с ее солдат. Лихорадка и жар мешают ему ехать дальше; он ночует на месте и 2 ноября возвращается в С.-Петербург. 5-го он сам себя приглашает на свадьбу немецкого булочника, 16-го казнит Монса, 24-го празднует обручение дочери Анны с герцогом Голштинским. Увеселения возобновляются по поводу выбора нового князя-папы, 3-го и 4-го января 1725 г.

Суетливая жизнь идет своим чередом до конца января, когда, наконец, приходится прибегнуть к врачам, которых Петр I до того времени не хотел слушать. Но время оказывается пропущенным и болезнь — неисцелимой; 22 января воздвигают алтарь возле комнаты больного и причащают его, 26-го «для здравия» его выпускают из тюрем колодников, а 28 января, в четверть шестого утра, Петр I умирает, не успев распорядиться судьбой государства.

Простой перечень всех передвижений Петра I за последние 15 лет его жизни дает уже почувствовать, как распределялось время Петра и его внимание между занятиями разного рода. После флота, армии и иностранной политики, наибольшую часть своей энергии и своих забот Петр I посвящал Петербургу. Петербург — личное дело Петра, осуществленное им вопреки препятствиям природы и сопротивлению окружающих. С природой боролись и гибли в этой борьбе десятки тысяч русских рабочих, вызванных на пустынную, заселенную инородцами окраину; с сопротивлением окружающих справился сам Петр I, приказаниями и угрозами.

Суждения современников Петра I об этой его затее можно прочесть у Фокеродта. Мнения о реформе Петра I чрезвычайно расходились уже при его жизни. Небольшая кучка ближайших сотрудников держалась мнения, которое впоследствии Михаил Ломоносов формулировал словами: «он Бог твой, Бог твой был, Россия». Народная масса, напротив, готова была согласиться с утверждением раскольников, что Петр I был антихрист. Те и другие исходили из того общего представления, что Петр совершил, радикальный переворот и создал новую Россию, не похожую на прежнюю. Новая армия, флот, сношения с Европой, наконец, европейская внешность и европейская техника — все это были факты, бросавшиеся в глаза; их признавали все, расходясь лишь коренным образом в их оценке.

То, что одни считали полезным, другие признавали вредным для русских интересов; что одни считали великой заслугой перед отечеством, в том другие видели измену родным преданиям; наконец, где одни видели необходимый шаг вперед по пути прогресса, другие признавали простое отклонение, вызванное прихотью деспота.

Оба взгляда могли приводить фактические доказательства в свою пользу, так как в реформе Петра I перемешаны были оба элемента — и необходимости, и случайности. Элемент случайности больше выступал наружу, пока изучение истории Петра ограничивалось внешней стороной реформы и личной деятельности преобразователя. Написанная по его указам история реформы должна была казаться исключительно личным делом Петра. Другие результаты должно было дать изучение той же реформыРеформы (французское réforme, от латинского reformo — преобразовываю) — преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. С формальной точки зрения, под реформами подразумевается нововведение любого содержания. Однако в политической практике и политической теории реформами обычно называют более или менее прогрессивное преобразование, известный шаг к лучшему в связи с ее прецедентами, а также в связи с условиями современной ей действительности. Изучение прецедентов Петровской реформы показало, что во всех областях общественной и государственной жизни — в развитии учреждений и сословий, в развитии образования, в обстановке частного быта — задолго до Петра I обнаруживаются те самые тенденции, которым дает торжество Петровская реформа. Являясь, таким образом, подготовленной всем прошлым развитием России и составляя логический результат этого развития, реформа Петр I, с другой стороны, и при нем еще не находит достаточной почвы в русской действительности, а потому и после Петра во многом надолго остается формальной и видимой.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

Приложения
Енисейская губерния 1851 Красноярский край 1999 Красноярск 1804 Красноярск 1851 Красноярск 1994 Красноярск 2004 Ачинск 1785 Ачинск 1982 Ачинский район 2004 Березовский район 2003 Бородино 1991 Емельяновский район 2004 Енисейск 1804 Енисейск 1998 Железногорск 2002 Заозерный 2001 Зеленогорск 2003 Игарка 1977 Игарка 2003 ...

Начало Февральской революции. Восстание в Петрограде 27 февраля 1917 г. Свержение самодержавия. Причины и характер Февральской революции
"Главным вопросом всякой революции является вопрос о власти. Февральская революция разрешила этот главный вопрос необычайно причудливо и противоречиво". В России она была вызвана теми же причинами, носила тот же характер, решала те же задачи и имела такую же расстановку противоборствующих сил, что и первая, народная революция ...

Зарождение деспотических традиций в период монгольского ига
Рабская психология в поведении русских отмечалась иностранцами еще в ХVI в. Даже отношения феодалов с великим князем строились по принципу «государь- холоп}). Источники этих деспотических традиций власти уходят во времена монгольского ига. До завоевания, как известно, во многих русских землях существовали гpажданско-вечевые порядки. И ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru