Интересная история

Оценки развития СССР в середине 1950-х– середине 1960-х годов
Страница 1

История » История России » Оценки развития СССР в середине 1950-х– середине 1960-х годов

Всемирно-историческая теория

изучает общемировое развитие, прогресс человечества.

Материалистическое направление

всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Основывается на борьбе классов, ведущей к уничтожению частной собственности. Направленность изучения в коллективизм, будущее, строительство нового общества. (Мировоззрение – счастье созидающего общества и в нем человека).

Историки-материалисты (М. П. Ким, Ю. С. Кукушкин и др.) считают, что в СССР в конце 1950-х годов было построено полностью и окончательно социалистическое общество. Государство (орудие для построения социализма и коммунизма) перестало быть органом диктатуры пролетариата и стало органом всего советского народа (общенародным). Восстановленная после войны и значительно окрепшая индустрия позволяла и взять курс на повышение благосостояния народа.

В 1961 году на XXII съезде КПСС была принята программа строительства коммунистического общества. Коммунизм определяется как бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов.

Согласно программе общенародное государство трансформировалось в сторону коммунистического самоуправления. Возрастала роль коллективов, общественных организаций, в которых по мере строительства коммунизма растворялась КПСС.

Переход к коммунистическому самоуправлению обеспечивался децентрализацией управления народным хозяйством (совнархозами), созданием внештатных отделов в государственных органах (Советах народных депутатов), общественными трудовыми объединениями на предприятиях (общественно-конструкторские бюро, общественное бюро и др.). КПСС была разделена по производственному принципу, с перспективой врастания в управленческие хозяйственные (промышленность и сельское хозяйство) структуры. В сельском хозяйстве ускорилась ликвидация личного и перевод коллективных хозяйств (колхозов) во всенародное хозяйство (совхозы). В области культуры проводился курс на развитие народной самодеятельности. Крепла коллективистская психология, основные положения которой отражал включенный в Программу КПСС «Моральный кодекс строителя коммунизма».

Внешняя политика обеспечивала мирное сосуществование двух разнородных систем (капитализма и социализма), расширение и укрепление социалистического лагеря, помощь борющемуся пролетариату капиталистических стран, переход стран, освободившихся от колониальной зависимости капитализма на путь строительства социализма.

В области идеологии усилилась борьба против буржуазного влияния, распространения частнособственнической психологии. С.Кара-Мурза утверждает, что «так хорошо жить, как во время послесталинского социализма, большинство наших граждан не будет очень долго… Советский социализм в целом был уникальной, чудесным образом достигнутой точкой во всем пространстве социально-экономических ситуаций».

Начался процесс обновления, в основе которого являлось широкое привлечение всего народа к общественной жизни: политики, экономики, культуры. Партия стояла во главе процесса и начинала прежде всего с себя – с восстановления ленинских норм партийной жизни, коллегиальности руководства, развития демократических основ организационного построения КПСС.

В либеральном направлении

всемирно-исторической теории приоритет в изучении отдается личности, ее правам, дарованным природой, и, прежде всего, праву частной собственности. Основывается на эволюционных изменениях, сотрудничестве классов и незыблемости частной собственности. Направление в своем крайнем проявлении противопоставляет личность обществу, а само общество ассоциируют с государством. Согласно логике либерального направления в истории Советской России личность и государство являются врагами. Направленность изучения в индивидуализм, настоящее, реальность личности. (Мировоззрение – личное счастье человека, живущего в обществе).

Либеральные историки (Н. Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др.) обращают внимание на ухудшение положения человека и прежде всего на рост розничных цен на продовольствие. В ряде городов страны произошли стихийные выступления рабочих. Власть игнорирует материальную заинтересованность работников в результатах своего труда. Создание совнархозов увеличило численность чиновников – административного аппарата. Тоталитарное государство боролось в культуре против творческого раскрытия личности, организуя общественные суды над сторонниками авангардного направления, сторонниками джаза, стилягами. Руководство СССР применило вооруженную силу для подавления антисоветского выступления в Венгрии.

Страницы: 1 2 3 4

Роль религии в становлении государственности и культуры
Перед правящими классами встала необходимость принятия религии, которая отвечала бы потребностям классового общества. Поскольку попытка киевского князя Владимира (980 – 1015 гг.) реформировать язычество оказалось невозможной, оставалось принять религию у соседей. Подходящие религии в соседних странах имелись. В Волжской Булгарии был ра ...

Николай II и первая русская революция. «Кровавое» воскресенье
Девятое января был «политическим землетрясением» - началом русской революции. На улицы 9 января вышло около 140 тыс. человек. Рабочие шли с женами и детьми, празднично одетые. Люди несли иконы, хоругви, кресты, царские портреты, бело-сине-красные национальные флаги. У костров грелись вооруженные солдаты. Но никто не хотел верить, что в ...

Политическая ситуация в России в XVIII веке. Внешняя политика России
Войны с Турцией, Польшей и Швецией. В ходе Семилетней войны агрессия Пруссии была остановлена. В этом заключался весьма существенный итог войны. Дальнейшее ослабление Пруссии и тем самым усиление Австрии, Франции, нарушение баланса сил в Европе не соответствовали интересам России. Потому правительство Екатерины II и не стало возобновлят ...

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru