Интересная история

Оценки развития россия в начале хх века
Страница 1

История » История России » Оценки развития россия в начале хх века

Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу. (Мировоззрение – спасение Души).

Религиозные историки (А. В. Карташов, Д. В. Поспеловский и др.) считают, что в начале XX века падение роли Православной Церкви в общественной жизни России связано с формализацией отношения к ней государственной власти, «обмирщение» культуры, политизация общественного сознания. Появление большого количества политических партий привело к расколу цельного мироощущения у русских людей.

Всемирно-историческая теория

изучает общемировое развитие, прогресс человечества. (

Мировоззрение- получение максимальных материальных благ).

Материалистическое направление

всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Основывается на революционных изменениях, борьбе классов, ведущей к уничтожению частной собственности и созданию общественной собственности. Направленность изучения в коллективизм, будущее, строительство нового общества. (Мировоззрение – счастье созидающего общества и в нем человека).

Историки материалисты (И. А. Федосов и др.) связывают период 1900 – 1914 гг. с созреванием предпосылок для перехода от капитализма к социализму. Для обоснования концепции опираются на факты классового противостояния: революция 1905–1907 гг. («генеральная репетиция» революции 1917 г.), высокие темпы развития экономики в период 1907–1913 гг., монополизация промышленности («складывание объективных предпосылок для перехода к социализму»), обострение противоречий в обществе в межреволюционный период, ухудшение положения народных масс, рост антиправительственных выступлений (нарастание нового революционного кризиса в стране). В центр освещения событий ставится деятельность большевистской партии.

В либеральном направлениивсемирно-исторической теории приоритет в изучении отдается личности, ее правам, дарованным природой, и, прежде всего, праву частной собственности. Основывается на эволюционных изменениях, сотрудничестве классов и незыблемости частной собственности. Направленность изучения в индивидуализм, эгоизм, настоящее, реальность личности. (Мировоззрение – личное счастье человека, живущего в обществе).

Либеральные историки (Н. Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др.) рассматривают данный период российской истории через призму реформаторского пути развития страны. Для нее такие факты истории как манифест 17 октября 1905 г., деятельность 4-х Государственных Дум, реформаторская деятельность П.А. Столыпина являются свидетельствами того, что Россия в начале ХХ в. стремительно эволюционировала в сторону конституционной монархии с рыночной экономикой. Другими словами, либеральные историки усматривают в этом вхождение России в мировую цивилизацию в качестве полноправного партнера с тенденцией выхода на лидирующие позиции.

Технологическое направление

всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. (Мировоззрение – счастье человека, обусловленное прогрессом техники).

Историки технологического направления (В. А. Красильщиков, С. А. Нефедов и др.) ,считают время с 1900 по 1914 гг. окончанием автократически-буржуазного цикла российской модернизации, начатого Великими реформами 1860-х гг. Россия пережила первый тур индустриализации (1890–1899 гг.), покрылась сетью железных дорог, крупными городами. События происходили на фоне только лишь пробуждающейся деревни, которой были чужды городские интересы и зародившаяся там острая социально-политическая борьба. Начавшиеся в ХХ в. модернизационные процессы в деревне к мировой войне оказались незавершенными, еще более обострили уже имеющиеся противоречия в развитии страны и породили новые. Россия в 1913 г. отсталая страна: по сложившимся пропорциям между городским и сельским населением; по доле промышленности в валовом национальном продукте; по разрыву в уровнях личного потребления между имущими и неимущими массами; по олигархическому характеру политической власти; по степени распространения современной культуры.

Страницы: 1 2 3

Социальные отношения и правовое положение населения
Можно выделить 2 управленческие системы: городская администрация, выросшая из прежней «численной» системы, представители которой делили власть с княжескими посадниками (от слова «посадить»). Посадник и тысяцкий считались высшими должностями. Вторая система, более поздняя, – дворцово-вотчинная. Она формировалась в ходе роста княжеского х ...

Антропоморфная пластика как явление мировой археологии
Изменения в хозяйственное жизни повлекли и смену мировоззрения, возникновение иного отношения к природе в целом. Человек стал меньше верить в силу магических обрядов. Начинает складываться культ природы, олицетворявшийся в различных духах природного и растительного мира, земных и небесных сил. Дальнейшее развитие получил материнско-родо ...

Тира в позднеклассическое раннеэлинистическое время (IV —первая половина III в. до н. э.). Археологические памятники и экономика Тиры. Остатки оборонительной системы.
К середине IV в. до н. э. северо-восточный район Тиры был уже огражден с юга оборонительными стенами и тесно застроен жилыми домами. В III в. до н. э. строительство распространяется далее к юго-востоку и снова ограждается с юга линией оборонительных стен. При этом обращают на себя внимание высокая плотность городской застройки, а также ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru