Летом 1946 г. было начато широкое наступление против капиталистической идеологии, частнособственнической психологии в области культуры.
Первыми объектами идеологической критики стали литература, кинематограф, театр. 14 августа 1946 г. ЦК КПСС подверг критике журналы «Звезда» и «Ленинград» – первый получил выговор, второй был закрыт. Поводом послужили публикации произведений поэтессы А. Ахматовой и писателя-сатирика М. Зощенко. Журналы обвинялись в том, что стали проводниками «идеологии, чуждой духу партии». Собрание Союза писателей исключило А. Ахматову и М. Зощенко из рядов этой организации.
4 сентября новое постановление ЦК подвергло критике ряд «безыдейных» фильмов (фильм «Большая жизнь», рассказывавший о жизни шахтеров Донбасса; фильм «Адмирал Нахимов» В. Пудовкина, вторую серию «Ивана Грозного» С. Эйзенштейна). Говорилось о том, что литература и искусство должны быть «поставлены на службу коммунистического воспитания масс», что в них должны последовательно проводиться принцип «социалистического реализма», пропаганды коммунистической идеологии.
С конца 1948 г. идеологическая кампания была направлена на усиление патриотического воспитания. Основой стала «борьба с низкопоклонством» перед Западом. Началась публикация статей, утверждавшая первенство русских в различных областях знаний, литературе, искусстве. Технологию производства стали разработали не Бессемер, Мартен и Сименс, а русский Чернов; электрическую лампочку изобрел не Эдисон, а Лодыгин; паровоз не Стефенсон, а отец и сын Черепановы и т. д. Любое изобретение, от велосипеда до самолета, объявлялось детищем русских талантов.
В послевоенный период большое внимание уделялось развитию образования. Несмотря на тяжелейшее положение страны, уже в 1946 г. на образование было выделено 3,8 млрд. руб. (в 1940 г. – 2,3 млрд. руб.), а к 1950 г. эта сумма выросла до 5,7 млрд. руб. Росло количество школ, открывались новые вузы. В городах было введено обязательное семилетнее образование, число студентов в 1950 г. выросло на 50% по сравнению с 1940 г.
Были созданы Академии наук в союзных республиках, организована целая сеть научно-исследовательских институтов, таких как институт точной механики и вычислительной техники, институт радиотехники и электроники, институт атомной энергии, институт прикладной физики и др. Численность научных работников выросла с 98 тыс. человек в 1940 г. до 192 тыс. человек в 1955 г.
Великая Отечественная война оказала сильное влияние на сознание советского человека. Прежде всего, вселила в него оптимизм, который побуждал не обращать внимание на трудности и вселял уверенность в светлое будущее. Стремление участвовать в созидании коммунистического общества активизировало энтузиазм масс, развивало старые, рождало новые трудовые почины. Рабочий А. Гусев вспоминает: «Я трудился напряженно, не чувствуя усталости. Труд был по-настоящему радостным. Я знал: работаем мы сейчас во имя великой цели, чтобы быстрее залечить раны, нанесенные войной, сделать нашу Родину еще краше и могущественней». Такой настрой давал весомые результаты. Трудовой энтузиазм во многом основывался на чувстве постоянной неудовлетворенности людей достигнутыми результатами. На собраниях трудовых коллективов акцент делался не на достигнутых успехах, а на недостатках. Анализируя дух советских людей в те годы, английский журналист Р. Паркер отмечает: «Для них твердая вера в то, что все быстро меняется к лучшему, служит достойной компенсацией трудностей и лишений».
Теории изучения
Из правил многотеоретического изучения
Проблема славянской прародины по данным истории, археологии и филологии
«На обширной восточно-европейской равнине, орошаемой великими реками, издавна жили народы славянские, наши предки. Когда они пришли сюда – неизвестно», - читаем в книге-альбоме «История России» по изданию Министерства Народного Просвещения от 1904 года.
Вопрос славянской прародины – сложная тема, так как речь идет о далеком прошлом. Ко ...
«Наказ» императрицы Екатерины II
В двухтомном сборнике памятников русского законодательства начала XX века отмечалось: «Наказ» императрицы Екатерины II никогда не имел силы действующего закона, но тем не менее он является памятником исключительного значения. Он важен как первая попытка положить в основу законодательства выводы и идеи просветительной философии, он важен ...
Процесс распада Киевской Руси.
h) Феодальное раздробление Руси.
Раздробленность, что охватила Русь в ХИ-ХИИИ ст., достала название феодальной, поскольку в ее основе была эволюция феодальных отношений. Под защитой Киевского государства развились производительные силы, увеличилась производственная возможность крестьянина. При таких условиях выросла ценность земли, как ...