Интересная история

Россия после Великой Отечественной войны (1946 – середина 1950-х годов) [1]
Страница 6

История » История России » Россия после Великой Отечественной войны (1946 – середина 1950-х годов) [1]

Летом 1946 г. было начато широкое наступление против капиталистической идеологии, частнособственнической психологии в области культуры.

Первыми объектами идеологической критики стали литература, кинематограф, театр. 14 августа 1946 г. ЦК КПСС подверг критике журналы «Звезда» и «Ленинград» – первый получил выговор, второй был закрыт. Поводом послужили публикации произведений поэтессы А. Ахматовой и писателя-сатирика М. Зощенко. Журналы обвинялись в том, что стали проводниками «идеологии, чуждой духу партии». Собрание Союза писателей исключило А. Ахматову и М. Зощенко из рядов этой организации.

4 сентября новое постановление ЦК подвергло критике ряд «безыдейных» фильмов (фильм «Большая жизнь», рассказывавший о жизни шахтеров Донбасса; фильм «Адмирал Нахимов» В. Пудовкина, вторую серию «Ивана Грозного» С. Эйзенштейна). Говорилось о том, что литература и искусство должны быть «поставлены на службу коммунистического воспитания масс», что в них должны последовательно проводиться принцип «социалистического реализма», пропаганды коммунистической идеологии.

С конца 1948 г. идеологическая кампания была направлена на усиление патриотического воспитания. Основой стала «борьба с низкопоклонством» перед Западом. Началась публикация статей, утверждавшая первенство русских в различных областях знаний, литературе, искусстве. Технологию производства стали разработали не Бессемер, Мартен и Сименс, а русский Чернов; электрическую лампочку изобрел не Эдисон, а Лодыгин; паровоз не Стефенсон, а отец и сын Черепановы и т. д. Любое изобретение, от велосипеда до самолета, объявлялось детищем русских талантов.

В послевоенный период большое внимание уделялось развитию образования. Несмотря на тяжелейшее положение страны, уже в 1946 г. на образование было выделено 3,8 млрд. руб. (в 1940 г. – 2,3 млрд. руб.), а к 1950 г. эта сумма выросла до 5,7 млрд. руб. Росло количество школ, открывались новые вузы. В городах было введено обязательное семилетнее образование, число студентов в 1950 г. выросло на 50% по сравнению с 1940 г.

Были созданы Академии наук в союзных республиках, организована целая сеть научно-исследовательских институтов, таких как институт точной механики и вычислительной техники, институт радиотехники и электроники, институт атомной энергии, институт прикладной физики и др. Численность научных работников выросла с 98 тыс. человек в 1940 г. до 192 тыс. человек в 1955 г.

Великая Отечественная война оказала сильное влияние на сознание советского человека. Прежде всего, вселила в него оптимизм, который побуждал не обращать внимание на трудности и вселял уверенность в светлое будущее. Стремление участвовать в созидании коммунистического общества активизировало энтузиазм масс, развивало старые, рождало новые трудовые почины. Рабочий А. Гусев вспоминает: «Я трудился напряженно, не чувствуя усталости. Труд был по-настоящему радостным. Я знал: работаем мы сейчас во имя великой цели, чтобы быстрее залечить раны, нанесенные войной, сделать нашу Родину еще краше и могущественней». Такой настрой давал весомые результаты. Трудовой энтузиазм во многом основывался на чувстве постоянной неудовлетворенности людей достигнутыми результатами. На собраниях трудовых коллективов акцент делался не на достигнутых успехах, а на недостатках. Анализируя дух советских людей в те годы, английский журналист Р. Паркер отмечает: «Для них твердая вера в то, что все быстро меняется к лучшему, служит достойной компенсацией трудностей и лишений».

Теории изучения

Из правил многотеоретического изучения

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Парламентаризм в России. Понятие парламентаризма в политической науке
Парламентаризм как политическая категория - сложное, многомерное явление. При определении парламентаризма как предмета исследования возникает ряд проблем методологического характера. Несмотря на то, что в последнее время политологи часто используют понятие "парламентаризм", тем не менее, в отношении его содержательной характер ...

Административно - территориальное деление, территориальное управление и местное самоуправление
Административно-территориальными единицами Республики Армения являются области и общины. Области состоят из сельских и городских общин. В общинах осуществляется местное самоуправление. Для распоряжения общинной собственностью, решения вопросов общинного значения на трехлетний срок избираются органы местного самоуправления: Совет старей ...

Расширение Франкского королевства
При сыновьях и внуках Хлодвига была подчинена Бургундия и поставлены в зависимость германские герцогства Тюрингия и Бавария. В это время франки колонизовали область на восток от Рейна, получившую название франкония. Во время войны Византии с остготами франки захватили принадлежавший Остготскому государству Прованс. Таким образом, Франкс ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru