Социализм
Первая или низшая фаза коммунизма. Государственный строй, при котором господствует общественная собственность на средства производства, власть принадлежит всему народу, отсутствуют эксплуататорские классы.
Объяснения исторических фактов в различных теориях исторического процесса
Каждая теория, выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.
причины новой ЭКОНОМИЧЕСКой ПОЛИТИКи
Всемирно-историческая теория
изучает общемировое развитие, прогресс человечества. (
Мировоззрение - получение максимальных материальных благ.)
Материалистическое направление
всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Основывается на революционных изменениях, борьбе классов, ведущей к уничтожению частной собственности и созданию общественной собственности. Во главу изучения ставится коллективизм, будущее строительство нового общества. (Мировоззрение – счастье созидающего общества и в нем человека).
Историки материалисты (М. П. Ким, Ю. С. Кукушкин и др.) считают, что НЭП – политика и практика коммунистической партии, рассчитанная на переход от капитализма к социализму. Этот период сочетает в экономике черты капитализма и социализма. При этом нахождение политического руководства в руках коммунистической партии и сохранение диктатуры пролетариата являются обязательными условиями. Сущностью НЭПа является вытеснение капиталистических элементов и изменение психологии народа (от частной собственности (раздела) – к общенародной собственности (все общее). НЭП исторически закономерен для всех стран мира при переходе от капитализма к социализму. В СССР НЭП осуществлялся в 1921–1937 гг. Появление интереса историков советской эпохи к изучению новой экономической политики наблюдалось в период экономических реформ, проводимых Н.С. Хрущевым, А.Н. Косыгиным и М.С. Горбачевым. Зачастую это приводило к идеализации экономических преобразований 20-х гг. и попыткам некритического перенесения их в новую историческую эпоху.
В либеральном направлении
всемирно-исторической теории приоритет в изучении отдается личности, ее правам, дарованным природой, и, прежде всего, праву частной собственности. Основывается на эволюционных изменениях, сотрудничестве классов и незыблемости частной собственности. Во главу изучения ставится индивидуализм, настоящее, реальность личности. (Мировоззрение – личное счастье человека, живущего в обществе).
Историки либералы (Н. Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др.) события Советского периода освещают с оговорками «с одной стороны, с другой стороны». С одной стороны, им импонируют частнособственнические реформы, на которые пошли большевики под давлением обстоятельств. В связи с этим либеральные историки достаточно подробно описали рыночные механизмы, которые использовались в советской экономике в период НЭПа, но подчеркивали ограниченность их применения. Подчеркивается односторонность модернизационного развития, диспропорции в различных отраслях.
С другой стороны, обращается внимание, что эксперимент по допущению частнособственннических элементов в экономику проводился в условиях сохранения большевистской диктатуры, что определяло его недолговечный характер. Отрицая социалистическую идею в целом, сторонники либеральной интерпретации подвергли критике всю практическую деятельность большевиков и определили содержание НЭПа как своеобразную систему подчинения экономики политическим целям большевистской партии, когда бесперспективность частной собственности была предначертана изначально.
Цензура в XVIII веке.
«Нет такой штуки как моральная или
имморальная книга. Книги либо написаны
хорошо, либо - плохо. Вот и все».
Оскар Уайльд
Реформы Петра I коснулись всех сторон российской действительности. Для укрепления своей власти царю необходимо было преодолеть это всесилие церкви, которое получало и в обществе все большее сопротивление. В то же ...
Система управления
Древние египтяне свою страну называли Кеми. Ее считали «житницей мира». Египет стоит у истоков европейской цивилизации. Письменные знаки египтян легли в основу финикийского алфавита, из которого возникла азбука греков и римлян. Египетские ученые разработали начала многих наук: астрономии, медицины, геометрии, механики и архитектуры. Люд ...
Рабовладельческое государство в Афинах
Образование Афинского государства связано с именем греческого героя Тезея, объединившего четыре племени. Город стал средоточием людей, принадлежащих к племенам, родам, фратриям. Вместо простого соседства племен происходит их слияние в единый народ. Для руководства общими делами был создан совет, управляющий частью дел, ранее находившихс ...