В VI—VII вв. во Франкском государстве сохранялись еще разные экономические уклады — рабовладельческий и патриархальный. Вместе с тем все большее распространение получали ранне-феодальные формы зависимости. Такой характер экономических отношений определил весьма сложную социальную структуру общества. В «Салической правде» упоминаются восемь категорий населения, различавшиеся по юридическому и отчасти хозяйственному положению. Центральное место занимали свободные франки. За убийство свободного франка уплачивался вергельд (вира) в 200 солидов. Свободными франками считались люди разного имущественного положения, от мелких крестьян-общинников до крупных аллодистов, не служивших лично королю. За убийство королевского дружинника (антрустиона) или другого служащего короля причитался вергельд в 600 солидов. Эта категория существовала преимущественно за счет эксплуатации зависимых людей (колонов, литов) и рабов, а также за счет военной добычи. Ниже свободных франков были литы — полусвободные крестьяне германского происхождения. Их вергельд, как полагают, составлял 100 солидов. У франков, как и у галлов-римлян, были рабы (сервы). Их количество значительно увеличилось в результате завоевания Галлии и постоянных захватнических войн, а также вследствие закабаления разорявшихся свободных людей. Жизнь раба не защищалась вергельдом, за его убийство или кражу уплачивалось возмещение, как и за прочее движимое имущество. Галло-римское население в правовом отношении было ниже франков. Наиболее привилегированными были «римляне — королевские сотрапезники», т.е. знатные римляне, находившиеся на службе у короля. Их вергельд составлял 300 солидов — в 2 раза ниже вергельда королевского дружинника. Основная часть римской знати – «римляне-землевладельцы» (посессоры) — по своему правовому положению стояла ниже свободных франков; ее вергельд составлял 100 солидов. Вся эксплуатируемая масса галло-римского населения, исключая рабов, составляла категорию «римлян-трибутариев» (налогоплательщиков). Видимо, это были главным образом колоны. Их вергельд равнялся 63 солидам — ниже вергельда франкских литов. Рабы и вольноотпущенники этнически не различались. Тем не менее, по германским обычаям, положение рабов было несколько мягче, чем по римскому праву. Во Франкском государстве рабы (сервы) являлись одним из основных источников формирования крепостного крестьянства.
В целом все франко-римское население по «Салической правде» можно разделить на следующие социальные группы: эксплуататорскую верхушку, включавшую римских землевладельцев и королевских дружинников вместе с другими служащими короля, и эксплуатируемую массу римского и германского населения (колоны, рабы, вольноотпущенники, литы). Промежуточное положение занимали свободные общинники — франки и другие варвары, сохранявшие личную свободу и собственность и не подвергавшиеся эксплуатации. Однако, находясь в зависимости от короля, свободные франкские крестьяне постепенно вовлекались в сферу королевской фискальной эксплуатации — облагались налогами и другими государственными повинностями.
Государственное устройство в VI—VII вв.
До завоевания Галлии у франков еще не сложилась государственная организация. Высшая власть осуществлялась военными предводителями, общественные и судебные дела решались на народных собраниях с участием всех мужчин-воинов. Это примитивное патриархальное устройство оказалось непригодным для организации господства над завоеванной страной и ...
Ход НЭПа
Анализ, казалось бы, безнадежного хозяйственного положения, в котором оказалась Россия к исходу "военного коммунизма", пройдя через две войны (мировую и гражданскую) и две революции (февральскую и октябрьскую), позволили выделить действительно ту первоначальную задачу, решение которой дало основание наметить дальнейшие шаги по ...
Теории изучения. Правила многотеоретического
ИЗУЧЕНИЯ
1. Многотеоретическое изучение истории направлено на самостоятельный научный поиск обучаемого, способного аргументированно и цельно отстаивать выбранную (свою) теорию и понимающего, а следовательно, и уважающего логику оппонента, придерживающегося другой теории.
2. Прошлое — историю — изучить “вообще” невозможно. Оно соткано из множест ...