С первых же месяцев царствования император Николай поставил на очередь вопрос о реформах. Настроение при дворе резко изменилось по сравнению с последними годами Александрова царствования. Решимость императора Николая начать реформы сказывалась не только в речах его, но и в мероприятиях. Работая в течение нескольких лет, специально созданный комитет выработал проекты преобразования как центральных, так и губернских учреждений, а кроме того, приготовил обширный проект нового закона о сословиях, в котором предполагалось, между прочим, улучшение быта крепостных. Но кардинальных изменений не произошло «вследствие того, что революционные движения 1830 г. на Западе внушили страх перед всякой реформой»[3]. Впрочем, принимало целый ряд практических мер для улучшения разных отраслей администрации и для упорядочения государственной жизни. Из таких мер наиболее замечательны: 1) устройство отделений "собственной Его Величества канцелярии"; 2) издание "Свода законов"; 3) уничтожение ассигнаций; 4) меры для улучшения быта крестьян и 5) меры в области народного просвещения.
Остановимся на крестьянском вопросе как наиболее важном подробнее. Вступая на престол, император Николай знал, что перед ним стоит задача разрешить крестьянский вопрос и что крепостное право в принципе осуждено как его державными предшественниками, так и его противниками -- декабристами. Опасаясь общественных потрясений и взрыва страстей освобождаемой массы, Николай твердо стоял на мысли освобождать постепенно и подготовил освобождение секретно, скрывая от общества подготовку реформы. Обсуждение мер, касающихся крестьян, производилось при Николае в секретных комитетах, не один раз для этой цели образуемых. В этих комитетах выделялись личности Сперанского и Киселева. Но дело не пошло далее отдельных мер, направленных на ограничение помещичьего произвола.
Итак, новый царь оказался более деятельным.
«Однако позднейший наблюдатель с удивлением убеждается, что эта бодрая деятельность не привлекала к себе ни участия, ни сочувствия лучших интеллигентных сил тогдашнего общества и не создала императору Николаю I той популярности, которой пользовался в свои лучшие годы его предшественник Александр»[4]. Одну из причин этого явления можно видеть в том, что само правительство императора Николая I желало действовать независимо от общества и стремилось ограничить круг своих советников и сотрудников сферой бюрократии. Другая – настороженность широких масс, вызванная аракчеевщиной Александра и разгромом декабристов, что настроило общество против царской власти.
Поэтому создавались общественный движения, разрабатывались теории, но они были далеки от правительства, которое выдвинуло свою теорию (автор Уваров). Обо всех предлагаемых и правительством и обществом путях общественного развития России речь пойдет в следующем разделе.
Успокоение и реформы
У программы Столыпина была и другая сторона. Выступая еще в качестве министра внутренних дел в I Думе, он говорил: для того, чтобы провести реформы, необходимо навести в стране порядок. Порядок же создается в государстве только тогда, когда власть проявляет свою волю, когда она умеет действовать и распоряжаться.
Столыпин был совершенно ...
Субъективный метод социологии (взгляд народников на историю, вопрос о роли
масс и интеллигенции)
Взгляды народников на развитие человеческого общества даны, прежде всего, Лавровым в его исторических книжках и Михайловским в работе «Что такое прогресс?». В них даются абстрактные «формулы прогресса», в которых они не объясняют ход истории, а пытаются определить, как должно развиваться общество исходя из требований «истины и справедли ...
Распад СФРЮ (1989-1991)
В конце 1989 г. под воздействием событий в Восточной Европе и все более явственных кризисных явлений в самой стране, справиться с которыми традиционными средствами не удавалось, югославские власти решились провести выборы на многопартийной основе. В тех условиях противиться таким выборам было уже явным анахронизмом. Кроме того, они наде ...