Интересная история

ХХ век. Введение в многотеоретическое изучение истории. У России «… несколько историй…»
Страница 3

История » История России » ХХ век. Введение в многотеоретическое изучение истории. У России «… несколько историй…»

XX в. Россия шла по пути регресса и возвратилась к «дикому» капитализму начала века.

Историко-либеральное (модернизационное) направление

, изучая общемировое развитие – прогресс человечества, отдает приоритет развитию личности, обеспечения ее прав и свобод и прежде всего права частной собственности. Самореализация личности возможна только на основе частной собственности, а развитие общества осуществляется на основе сотрудничестве личностей представляющих все слои общества. Условием прогресса является самореализующаяся, свободная личность. Мировоззрение – личное счастье человека, живущего в обществе. Обращение - «господин».

В этом ракурсе российская история

XX столетия представляется как перманентное стремление государства подчинить себе человека ради самых благих целей, что ведет к колоссальной цене преобразований. Революции, войны, социально-экономические трансформации, которыми изобилует российская история, не привели к качественному улучшению жизни людей. Триада государство-общество-человек было обращено в сторону минимизации человеческих свобод. Гражданское общество в России – СССР не сложилось. В направлении господствует тоталитарная концепция, согласно которой в XX в. возникли государства, СССР, Германия, Италия и др., представляющие опасность для цивилизации и подчинившие своему жесткому контролю все общество. Тоталитарная концепция акцентирует внимание не на социально-политической системе, а на форме государственного управления. Прежде всего, на «силовом» объединении народа для быстрого достижения цели любой ценой, на наличии мобилизационной экономики, на особом режиме полувоенного времени. Такая форма государственного устройства возможна лишь при отрицании оппозиции в обществе, отрицании существования самореализующейся личности и индивидуализма. С позиций марксистской теории тоталитарная концепция игнорирует классовую сущность государства, его идеологию, цель и задачи. Говоря об идентичности форм государственного строя в СССР, Германии, Италии, тоталитарная коцепция оставляет в стороне разнородность их социално-политических систем и различие в конечной цели.

Либеральное направление считает, что в СССР было создано антидемократическое общество, полностью подчиненное государству, а человек превращен в своего рода «винтик» государственного механизма. Попытки либерализации, предпринятые в 50-е гг., а затем во второй половине 80-х гг. привели к крушению тоталитарной системы, поскольку эта система принципиально нереформируема и может быть только демонтирована. В СССР в связи с ликвидацией в 1920-30-е годы частной собственности самореализующаяся не получила развития и страна пошла по «нецивилизованному» пути. В объяснении событий используется дозированный набор «позитивных» и «негативных» исторических фактов. С одной стороны, страна двигалась по пути технического прогресса, наращивала экономическую мощь; с другой стороны, этот прогресс обеспечивался за счет жестокой эксплуатации государством отдельных слоев населения ( крестьян, заключенных, «спецпоселенцев»), низкого жизненного уровня народа, уничтожения личностей. К тому же сам технический прогресс имел однобокую милитаризованную направленность.

С начала 90-х гг. Россия, преодолевая тяжелые последствия тоталитарного прошлого, движется в сторону создания демократического общества с эффективной рыночной (частной) экономикой, проходя на этом пути этап авторитаризма и кардинального изменения социальной структуры общества.

Страницы: 1 2 3 4

ПЕТР I ВЕЛИКИЙ (статья П. Н. Милюкова из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1890 – 1907)
Петр I Алексеевич Великий — первый император всероссийский, родился 30 мая 1672 года, от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина А. С. Матвеева. Вопреки легендарным рассказам Крекшина, обучение малолетнего Петра шло довольно медленно. Предание заставляет трехлетнего ребенка рапорт ...

Аграрные отношения
Установление власти османских султанов в Ираке сопровождалось не только перестройкой административной структуры, но и изменениями в аграрных отношениях, в системе налогообложения. При упорядочении поземельных отношений османские власти использовали старые кадастры, но в то же время провели по эйалетам новые переписи земель для лучшего у ...

Послевоенные годы и свёртывание "Гулага"
В послевоенные годы заключённых Гулага использовали как бесплатную рабочую силу для поднятия разрушенной промышленности, городов и сёл. Учитывая значительные пополнения лагерей, за счёт репатриированных военнопленных, появилось огромная армия заключённых. Но постепенно, с отказом от ручного труда в пользу машинного, Гулаг оказался нерен ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru