Происхождение османов и их история, по крайней мере до конца XIV в., были на протяжении длительного времени мало изучены, поскольку историки до недавнего времени использовали лишь некоторую часть источников, будь то греческие, естественно враждебные, летописи, или более поздние, турецкие, которые восхваляли османскую династию. Новые документы, в большинстве своем из османских и европейских архивов, и критический анализ хроник позволили яснее обозначить происхождение османов.
Мы знаем, что племя, от которого произошли османы, принадлежало к клану кочевых или полукочевых пастухов огузов, уходивших на лето в горы. Это племя, жившее в шатрах, в дали от городов, вышло из Средней Азии, или в то же время, что и сельд-жукиды, или, вероятно, чуть позже, и было оттеснено к западу монголами в первой половине XIII в. О первых вождях племени в Анатолии известно мало; о них сохранились лишь легенды и более поздние исторические выдумки. Между тем представляется достоверным, что давшего имя династии Османа звали Эртогрулом, о чем говорит надпись, выбитая на монете в честь Османа, сына Эртогрула. Теперь обратимся к легенде.
♦ Легенда
Существуют разные версии о возникновении Османской империи. Наиболее распространенная, с небольшой разницей в деталях, встречается в большинстве хроник.
Эртогрул — в какое время, не выяснено — отправляется в Малую Азию вместе с отцом Сулейман-ша-хом и двумя братьями, Сункуром Текином и Гюндог-ду. Они остаются там на протяжении многих лет, затем решают вернуться на родину. Сам Эртогрул предпочитает остаться в Анатолии с четырьмя сотнями шатров. Он посылает одного из трех своих сыновей, Сару Яти, к сельджукскому султану Конии Аладдину с просьбой о предоставлении земли. Примерно в 1260 г. Аладдин жалует ему местечко Сойют (Сегют) на реке Сакарья с целью обороны от Византии. После кончины Эртогрула в 1280 г. его сын Осман становится во главе эмирата и без промедления идет против греков.
♦ Действительность
Если очевидно, что эта «история», рассказанная османскими летописцами, была вымышлена с политическими целями, то сопоставление турецких и византийских источников начала XIV в. позволяет выявить следующие факты.
В XIII веке тюркские племена бегут на Запад под натиском монголов. Коренное население Анатолийского плато оттесняет их, и они скапливаются на западной границе сельджукского султаната Кониа.
В поисках новых пастбищ тюркские племена оказываются в пограничной зоне. Близлежащие византийские центры позволяют им сбывать продукцию и пополнять запасы.
Река Сангариос, ныне Сакарья, усиленная линией крепостей, представляет собой, таким образом, границу между Византией и турецкими эмиратами.
Вначале турки и византийцы сосуществуют без особых столкновений. Граница не так непроходима, как того хотел бы византийский император; мусульмане и христиане соседствуют на рынках, поддерживают обмен и связи. Контакты облегчаются тем, что на византийской территории есть обращенные в христианство тюрки, говорящие на том же языке.
Но сосуществованию неизбежно должен был наступить конец. От столкновения к столкновению турки все больше убеждаются в своей силе. Осман собирает толпы солдат, жаждущих наживы, ищущих приключений и готовых к бою. Законоведы и «мужи пера» покидают анатолийские города, чтобы присоединиться к нему и оказать помощь в построении нового государства. Осману удается направить этот людской поток в нужное русло и привести его к победе под своим знаменем. 27 июля 1302 г. Осман выигрывает сражение с византийцами у Никомедии (Измит). Отныне он становится во главе эмирата (беилик) на северо-западе Анатолии. Он способен противостоять византийцам и соперничать с соседними туркменскими княжествами, часто довольно сильными и грозными, как, например, Гермийан, Караман, Джандар, Сарухан, Теке, Ментеш .
Александр в Египте
Александр решил воспользоваться плодами своей победы и продолжил поход. Успешная осада Тира открыла ему дорогу в Египет, и зимой 332-331 греко-македонские фаланги вышли в долину Нила. Население порабощенных персами стран воспринимало македонцев как освободителей. Для сохранения устойчивой власти в захваченных землях Александр предпринял ...
От самого либерального цензурного указа к самому
жёсткому.
Угрюмый сторож муз, гонитель давний мой,
Сегодня рассуждать задумал я с тобой.
Не бойся: не хочу, прельщенный мыслью ложной,
Цензуру поносить хулой неосторожной;
Что нужно Лондону, то рано для Москвы.
У нас писатели, я знаю, каковы;
Их мыслей не теснит цензурная расправа,
И чистая душа перед тобою права.
А. С. Пушкин[3]
Цензурн ...
Бородинское сражение
Бородинское побоище 26 августа 1812 г. - единственный в истории войн пример генерального сражения, исход которого и та, и другая сторона сразу же объявили и доныне празднуют как свою победу, имея на то основания. Поэтому многие вопросы его истории, начиная с соотношения сил и кончая потерями, остаются спорными. При изучении Отечественно ...