Интересная история

Зарождение Османского государства

История » Основные вехи истории османов » Зарождение Османского государства

Происхождение османов и их история, по крайней мере до конца XIV в., были на протяжении длительного времени мало изучены, поскольку историки до недавнего времени использовали лишь некоторую часть источников, будь то греческие, естественно враждебные, летописи, или более поздние, турецкие, которые восхваляли османскую династию. Новые документы, в большинстве своем из османских и европейских архивов, и критический анализ хроник позволили яснее обозначить происхождение османов.

Мы знаем, что племя, от которого произошли османы, принадлежало к клану кочевых или полукочевых пастухов огузов, уходивших на лето в горы. Это племя, жившее в шатрах, в дали от городов, вышло из Средней Азии, или в то же время, что и сельд-жукиды, или, вероятно, чуть позже, и было оттеснено к западу монголами в первой половине XIII в. О первых вождях племени в Анатолии известно мало; о них сохранились лишь легенды и более поздние исторические выдумки. Между тем представляется достоверным, что давшего имя династии Османа звали Эртогрулом, о чем говорит надпись, выбитая на монете в честь Османа, сына Эртогрула. Теперь обратимся к легенде.

♦ Легенда

Существуют разные версии о возникновении Османской империи. Наиболее распространенная, с небольшой разницей в деталях, встречается в большинстве хроник.

Эртогрул — в какое время, не выяснено — отправляется в Малую Азию вместе с отцом Сулейман-ша-хом и двумя братьями, Сункуром Текином и Гюндог-ду. Они остаются там на протяжении многих лет, затем решают вернуться на родину. Сам Эртогрул предпочитает остаться в Анатолии с четырьмя сотнями шатров. Он посылает одного из трех своих сыновей, Сару Яти, к сельджукскому султану Конии Аладдину с просьбой о предоставлении земли. Примерно в 1260 г. Аладдин жалует ему местечко Сойют (Сегют) на реке Сакарья с целью обороны от Византии. После кончины Эртогрула в 1280 г. его сын Осман становится во главе эмирата и без промедления идет против греков.

♦ Действительность

Если очевидно, что эта «история», рассказанная османскими летописцами, была вымышлена с политическими целями, то сопоставление турецких и византийских источников начала XIV в. позволяет выявить следующие факты.

В XIII веке тюркские племена бегут на Запад под натиском монголов. Коренное население Анатолийского плато оттесняет их, и они скапливаются на западной границе сельджукского султаната Кониа.

В поисках новых пастбищ тюркские племена оказываются в пограничной зоне. Близлежащие византийские центры позволяют им сбывать продукцию и пополнять запасы.

Река Сангариос, ныне Сакарья, усиленная линией крепостей, представляет собой, таким образом, границу между Византией и турецкими эмиратами.

Вначале турки и византийцы сосуществуют без особых столкновений. Граница не так непроходима, как того хотел бы византийский император; мусульмане и христиане соседствуют на рынках, поддерживают обмен и связи. Контакты облегчаются тем, что на византийской территории есть обращенные в христианство тюрки, говорящие на том же языке.

Но сосуществованию неизбежно должен был наступить конец. От столкновения к столкновению турки все больше убеждаются в своей силе. Осман собирает толпы солдат, жаждущих наживы, ищущих приключений и готовых к бою. Законоведы и «мужи пера» покидают анатолийские города, чтобы присоединиться к нему и оказать помощь в построении нового государства. Осману удается направить этот людской поток в нужное русло и привести его к победе под своим знаменем. 27 июля 1302 г. Осман выигрывает сражение с византийцами у Никомедии (Измит). Отныне он становится во главе эмирата (беилик) на северо-западе Анатолии. Он способен противостоять византийцам и соперничать с соседними туркменскими княжествами, часто довольно сильными и грозными, как, например, Гермийан, Караман, Джандар, Сарухан, Теке, Ментеш .

Изобразительное искусство и архитектура
В эпоху ранней классики полисы Малой Азии теряют ведущее место в развитии искусства, которое они до того занимали. Важнейшими центрами деятельности художников, скульпторов, архитекторов становятся Северный Пелопоннес, Афины и греческий Запад. Искусство этой поры освещено идеями освободительной борьбы против персов и торжества полиса. Ге ...

Обычаи, нравы и верования
Восточные славяне были язычниками, обожествляющими силы природы и умерших предков. Среди сил природы солнце и огонь занимали главное место. Богом молний был Перун. Даждьбог олицетворял солнце. Солнечными богами были так-же Ярило и Хорс, богом огня – Сварог, ветра и бури – Стрибог. Покровителем скота считался Велес, божеством плодородия ...

Жизненный путь патриарха Фотия. Биография
Святитель Фотий, патриарх Константинопольский — яркий церковный и политический деятель, ученый и богослов, — по выражению протоиерея Иоанна Мейендорфа: «едва ли не одна из самых крупных фигур Византийского периода истории Церкви».[1] Фотий родился около 820 года, он был племянником патриарха святого Тарасия, т.е. по рождению принадлежа ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru