Опричнина не изменила структуру феодального землевладения в России. Крупное землевладение благополучно пережило опричнину, изменился персональный, но не социальный состав земельных собственников.
Опричный террор привел к укреплению власти самодержца и способствовал централизации государственного управления. Политика опричнины в целом ограничивала влияние знати на дела управления. Царь Иван расколол Боярскую думу на земскую и опричную, и перестал пополнять ее земцами. В итоге состав Земской думы резко сократился. Опричная же Боярская дума состояла в основном из худородных думных дворян.
Опричнина имела тяжелые для страны экономические последствия. В послеопричные годы в стране разразился экономический кризис. Деревни и села Центра и Северо-запада опустели. Часть крестьян погибла во время террористических опричных экспедиций, часть разбежалась. В некоторых местах необработанными оставалось больше половины пашни. Даже в Московском уезде обрабатывалось только 16 % пахотной земли.
Опричнина способствовала утверждению в России крепостного права. Первые указы закрепостительного характера начала 80-х гг., запрещавшие крестьянам на законных основаниях (хотя бы только и в Юрьев день) менять владельца, были спровоцированы хозяйственным разорением, вызванным опричниной. Но дело тут не только в глубоком хозяйственном кризисе. Без репрессивного аппарата невозможно было бы загнать крестьян в крепостное ярмо.
В период опричнины происходили широкие раздачи черносошных и дворцовых земель в поместья и вотчины. Это процесс интенсивно протекал как на опричных, так и на земских территориях. Расхищение крестьянских земель приводило к распространению крепостничества на новые слои крестьянства.
Путь централизации страны через опричный террор был разорительным и даже гибельным для России. Централизация двинулась вперед, но в таких формах, которые просто нельзя назвать прогрессивными. Некоторые специалисты считают, что именно опричнина породила деспотические формы самодержавия. Другие - что истоки самодержавия необходимо искать раньше, в периодобъединения русских княжеств. Это объединение происходило перед лицом внешней опасности, необходимости свержения ордынского ига, потому часто приходилось опираться на военную силу и военные методы управления. Третьи ищут деспотические черты русских государей в периоде монгольского ига и считают эту форму правления заимствованной, следствием длительного влияния монголов. Действительно, черты деспотизма уходят своими корнями в предшествующие эпохи. Вероятно, опричнины не могло быть в государстве, где элементы деспотической формы правления не являлись традиционными.
Р.г. Скрынников называет еще одно последствие опричнины: «Ведение опричнины приостановило действие законов и заменило право произволом самодержца». Продолжая мысль автора, можно предположить, что таким образом было заложено в нашей стране пренебрежительное отношение к закону со стороны власти. Это постепенно стало нормой для властных структур на протяжении столетий.
Есть исследователи, которые видят в опричнине очень противоречивое явление. Ликвидировать последние уделы правительство стремилось путем создания нового государева удела - опричнины. Утверждая самодержавную власть монарха как непреложный закон государственной жизни, Иван Грозный в тоже время передавал всю полноту исполнительной власти в земщине, т.е. в основных территориях России, в руки Боярской думы и приказов, фактически создавая возможностьукрепления феодальной аристократии в политическом строе Российского государства.
Другое
Пётр I, основатель одной из могущественнейших держав мира — Российской империи — родился 30 мая 1672 г. В царской семье он был четырнадцатым ребенком. Пётра не готовили в наследники престола, и по этой причине он не получил особого образования. После смерти бездетного царя Федора Алексеевича (старшего сына Алексея Михайловича от первого ...
Типология тайных обществ
К началу XX в. в Китае существовало множество союзов, возникших в разные периоды и по различному поводу. В этой связи весьма любопытно высказывание французского журналиста Жана Рода, современника Синьхайской революции: «Большим обилием тайных обществ, - писал Род, - Небесная империя обязана тиранической власти законов, обычаев и обрядов ...
Актуальность, цели и задачи
В современном российском, постсоветском обществе на первый план выходит задача построения новой русской культуры. Старая, советская культура, как и политическая модель, подверглась серьезной критике, однако никаких альтернатив за двадцать лет предложено не было. В этой связи важно определить, что представляет собой культура, каковы ее о ...