Изучив указанные источники, полевые материалы, автор пришел к следующим выводам:
Статуэтки - имели огромное значение для неолитического сообщества, являясь средством, передававшим формы и особенности неолитического мышления. Они должны были создавали определенную модель, с помощью которой люди видели других и самих себя.
В тоже время, было бы ошибкой предполагать наличие только одной функции фигурок, несомненно, что они отвечали целому ряду задач.
Несмотря на появление соседской общины и социальной дифференциации человек осознавал себя исключительно в рамках какого-либо коллектива. Возможно этим объясняются и существование определенных строгих канонов изображения статуэток и их орнаментации, на ранних этапах Кукутени / Триполья. Весьма интересен в этой связи средний этап развития, когда расцветает реалистическая пластика. На фигурках можно четко проследить одежду, прическу, татуировки и т.д. Тем не менее, все эти статуэтки также вписываются в определенные типы и подтипы.
Образ женщины не случайно доминирует в антропоморфной пластике вообще, и в трипольско-кукутенской, в частности. Богиня-мать, женщина-первопредок издавна почиталась в Европе, поскольку именно женщина воспроизводит на свет нового человека, животворящие силы природы производят определенные растения и живых существ, в том числе и, тем самым, обеспечивается извечный круговорот жизни. Вполне допустимо также и предположение об использовании антропоморфных статуэток детьми, в качестве игрушек. Подобные игрушки, возможно, если они имели место, социализировали ребенка, давая ему определенные представления, о том как он должен выглядеть. Подобно тому, как современные игрушки (куклы Барби) закладывают у детей определенный стереотип, относительно того как должны выглядеть мужчина и женщина. Также необходимо учитывать, что фигурка не являла собой копию какого-либо конкретного человека и даже более того, она была проводником в другой параллельный мир, в котором не возраст, пол, социальный статус уже не играли никакой решающей роли.
[1] Погожева А.П. - Антропоморфная пластика Триполья. Новосибирск: 1983, стр. 20-21.
[2] Монгайт - Археология Западной Европы, т. 1. М.: 1973, стр. 196.
[3] У. Брей Д. Трамп - Археологический словарь. М.: 1990.
[4] Н.Ф. Соловьева - Антропоморфные изображения Туркменистана поры среднего энеолита. - С-Пб: 2008, стр. 86.
[5] D. W. Bailey - Prehistoric figurenes: representation and corporeality in the Neolithic. London - New York: 2005, p. 16.
[6] А.В. Табарев - Древние ольмеки.
[7] Bailey D. W. - Prehistoric figurines: representation and corporeality in the Neolithic, p. 19.
[8] История Европы, т. 1. М.: 1983, стр. 80.
[9] Mantu, 1998.
[10] D. W. Bailey - Prehistoric figurines: representation and corporeality in the Neolithic, London - New York: 2005, p. 92
[11] Энеолит СССР, М.: 1982, стр. 168).
[12] Энеолит СССР, М.: 1982, стр. 166.
[13] Bailey D. W. - Prehistoric figurines: representation and corporeality in the Neolithic, London - New York, p. 10.
[14] Bailey D. W. - Prehistoric figurines: representation and corporeality in the Neolithic, London - New York, p. 118.
[15] Bolomey 2000: 153-5.
[16] Bolomey 1983, 2000: 153-5.
[17] Chapman 2000a: 135.
[18] Mantu и др. 1994: 225.
[19] Chapman 2000a.
[20] Mantu и др. 1994.
[21] Мовша 1960: 59-76.
[22] Думитреску 1954: 399-429; 1957: 97-116.
[23] Bolomey 2000: 156.
[24] Бибиков 1953: 51-64.
[25] Mantu и др. 1994: 227-8.
[26] Думитреску Х. 1954: 399-429; 1957: 97-116; Bolomey 2000: 156; Mantu и др. 1994: 226.
[27] Chapman 1996, 2000a.
[28] Bailey D. W. - Prehistoric figurines: representension and corporeality in the Neolithic, London - New York, p. 118.
[29] Там же.
[30] А.П. Погожева - Антропоморфная пластика Триполья. Новосибирск: 1983, стр. 66.
[31] Энеолит СССР, М.: 1982, стр. 191.
[32] Погожева А.П. - Антропоморфная пластика Триполья, - Новосибирск: 1983, стр. 66.
[33] D. W. Bailey - Prehistoric and corporeality in the Neolithic, London - New York: 2005, p. 88.
[34] Maxim-Alaiba 1983-4: 105; 1987: 270.
[35] Виноградов, 1974, стр. 17.
[36] Погожева А.П. - Антропоморфная пластика Триполья, - Новосибирск: 1983, стр. 81.
[37] Веселовский, 1910.
[38] Рыбаков В.А. - Космогония и мифология земледельческого энеолита. // СА, 1965, №1, стр. 28.
[39] Рыбаков В.А. - Космогония и мифология земледельческого энеолита. // СА, 1965, №1, стр. 29-30.
[40] Гимбатус М. - Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы. М.: 2006, стр. 118, 121.
[41] Bailey W. D. Prehistoric figurines: representation and corporeality in the Neolithic. London - New York, 2005, p. 15.
[42] Marinescu-Bilcu 1974a: 89-104
[43] Marinescu-Bilcu 1981.
[44] Petrescu-Dimbovit‚a 1999.
Тира в VI—V вв. до н.э.
1. Основание Тиры. Если археологические памятники Никония позволяют относить возникновение этого центра ко второй половине VI в. до н. э., то в Тире не открыты следы строительства этого-времени, а сообщение в научной литературе о находках сосудов и терракот VII в. до н. э., не поддается проверке и сформулировано настолько неопределенно, ...
Новая
пиратская звезда
Харуджи Барбаросса являлся в своей среде гением, к тому же первым в мусульманском мире, в чьих жилах текла христианская кровь. Но его младший брат, крещеный Кизром, но известный мусульманам как Хейрэддин, даже превзошел его. Обладая всеми дарованиями и военными способностями Харуджи, он пробился из рядов обычных бандитов с большой дорог ...
Государство Золотая Орда (сер. Xiii
— сер. Xv вв.) и государство
Литовско-русское (сер. XIII—сер.
XVI вв.)1
На территории Евразии более двух веков существовало одно из сильнейших государств мира — Золотая Орда. Потомки многочисленных народов Орды сегодня являются гражданами Российского государства и наследуют духовные традиции прошлого.
В начале XIII века в Центральной Азии возникло Монгольское государство. В 1206 году ее главой был провозгл ...