Интересная история

Цели опритчины

Некоторые историки считают, что опричнина была направлена против

старой родовитой знати, аристократии, занимавшей высшие должностные посты и имевшей большое влияние в государстве. Эти специалисты видят в

опричнине способ уничтожить это влиятельное сословие, представленное главным образом в Боярской думе и с мнением которого государь вынужден был считаться. Вот одно из мнений, в пользу данной теории: «Дело заключалось

в исторически сложившемся противоречии, в несогласии правительственного положения и политического настроения боярства с характером власти и политическим самосознанием молодого московского государя . Иван хотел разом разрубить этот вопрос, поставив его ребром».

В пользу этого же варианта высказывается и С.Ф. Платонов. Он видит в опричнине попытку сломить оппозицию высшей аристократии в лице боярства, потому переселял их в отдаленные от прежней оседлости места. На место же выселенной знати селилась служебная мелкота на мелкопоместных участках, образованных из старых больших вотчин.

Эту же точку зрения поддерживают исследователи советского периода, в том числе А.А. Зимин и Р.Г. Скрынников. Последний пишет, что при учреждении опричнина имела четко выраженную антикняжескую направленность. Старая знать занимала ключевые позиции в Боярской думе и государевом дворе. В ней царь видел главную преграду к неограниченной самодержавнои власти.

В подтверждение вышесказанного приведем еще одно мнение известного историка А.А.Зимина: «Вся предыстория опричнины и особенно первый год ее существования показали, что правительство Ивана IV своим основным политическим противником считало старицкого князя и тех влиятельных представителей феодальной аристократии».

Подводя итог, отметим, что сторонники этой версии логику усматривают в том, что на смену боярству пришло дворянство, менее влиятельное и родовитое. Оно оказалось в полной зависимости от центральной власти, поскольку проживало за счет земель, получаемых за службу. Дворянство стало опорой русского самодержца. Боярские вотчины сторонники данной версии рассматривают как источник земли для очередных раздач помещикам, а опричнина против боярства как способ борьбы с боярским сепаратизмом, сохранившимся еще со времен феодальной раздробленности.

Другие же исследователи считают, что опричнина не носила антибоярского характера. В основном это историки постсоветского периода. Они считают, что боярские переселения не были массовыми. Изучив социальный состав погибших во время опричнины, сторонники данной точки зрения утверждают, что на одного погибшего боярина приходилось три четыре рядовых землевладельца, а на одного представителя класса привилегированных служилых землевладельцев приходился десяток лиц из низших слоев общества. Погибали от руки палачей дьяки и подьячие, незнатные государственные чиновники - основа складывающегося аппарата государственного управления, опора централизации.

Таким образом, опричный террор был направлен вовсе не только и даже не главным образом против боярства. Еще одним обстоятельством в пользу данной версии является то, что состав опричников был не менее аристократичен, чем состав земщины.

Есть еще одно мнение, суть которого заключается в том, что царь Иван Васильевич не ставил перед собой какие бы то ни было глобальные задачи, для него было важным только укрепление личной власти. В результате осуществления политики опричного террора в стране укрепился деспотический режим самодержца.

Иммунитет
Королевская власть не сопротивлялась росту частной власти феодалов; а даже способствовала этому. Король давал церковным и светским феодалам иммунитетные грамоты, освобождавшие их владения от всякого вмешательства государственных служащих. При этом в руки иммунистов переходила судебно-административная власть над населением и все средства ...

Александр в Вавилоне
Возвратившись в Вавилон, который стал его постоянной резиденцией, Александр продолжил политику объединения разноязычного населения своей державы, сближения с персидской знатью, которую привлекал к управлению государством. Он устраивал массовые свадьбы македонян с персиянками, сам женился (помимо Роксаны) одновременно на двух персиянках ...

Первый брак Петра
Немецкая слобода была ближайшей «соседкой» села Преображенское, и Пётр уже давно присматривался к её любопытной жизни. Всё большее и большее количество иностранцев при дворе царя Петра, как например, Франц Тиммерман и Карштен Брандт, были выходцами из Немецкой слободы. Всё это незаметно привело к тому, что царь стал частым гостем в слоб ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru