3 декабря 1564г. царь с семьей и приближенными выехал на богомолье в Торице - Сергиев монастырь, взяв с собой казну. После этого он прибыл в Александровую слободу, откуда направил две грамоты. В первой, адресованной митрополиту Афанасию, сообщалось, что царь положил свой гнев на всех епископов и настоятелей монастырей, а опалу - на всех служилых людей, от бояр до рядовых дворян, поскольку служилые люди истощают его казну, плохо служат, изменяют, а церковные иерархи их покрывают. Поэтому он «от великие жалости сердца, не хотя их изменных дел терпети, оставил свое государство и поехал, где вселитися, идее же его, государя, Бог наставит».
Вторая грамота была адресована всему посадскому населению Москвы; в ней царь заверял простой московский люд, «чтобы они себе никакого сумнения не держали, гневу на них и опалы никоторые нет».
Историки по-разному интерпретируют это событие, но все сходятся к одному: это был блестящий политически маневр талантливого демагога. Царь выступал в роли радетеля за интересы посадских низов, против ненавистных посадскому люду феодалов. Психология средневекового горожанина не позволяла представить себе государство без государя батюшки. Москвичи решительно потребовали, чтобы бояре упросилигосударя вернуться на царство «а хто будеть государьских лиходеев и изменников, и они за тех не стоят и сами тех потребят».
Уже через два дня депутация дворян была в Александровой слободе. Царь смилостивился и согласился, но при двух условиях: изменников, в том числе и тех, кто в чем- либо государю был непослушен казнить и учинить в своем государстве опричнину. Согласившись на образование опричнины Боярская дума и сословия признали за царем неограниченную власть: право казнить «изменников», конфисковывать их земли и имущество, и править как ему угодно.
В опричнину (от слова «опричь» кроме всей остальной земли - оттуда пошло - земщина) царь выделил часть уездов страны и 1000 человек боя и дворян. Зачисленным в опричнину полагалось иметь земли в опричных же уездах, а у земских, тех которые не были в опричнине, царь приказал забирать вотчины и поместья в опричных уездах и давать другие в уездах земских.
В опричнине действовала своя Боярская дума, свои войска, возглавлявшиеся воеводами - опричниками. Разница между опричниной и земщиной была невелика и состояла в том, что среди опричников было много выходцев из среды незнатных родов «детей боярских». Они стали личными слугами самодержца и пользовались гарантиями безнаказанности. Опричники, число которых за 7 лет выросло в 4 раза, участвовали во многих боевых операциях. Но все же основными для них были функции палачей. Начался террор.
Кульминацией опричного террора стали конец 1569 и лето 1570 г., когда царь получил сообщение, что Великий Новгород решил перейти под власть короля речи Посполитой, а на место царя посадить старицкого князя Владимира Андреевича.
Царь выступил в поход против Новгорода. Погром в Новгороде начался в январе и продолжался более месяца. По подсчетам Р.Г. Скрынникова погибло от 3-4 тыс. до 10-15 тыс. человек.
Отмена опричнины связана с нашествием Крымского хана Дивлет - Гирея, сожжением им Москвы и последующей победы русских войск у деревни Молоди. Ивану IV стало ясно, что сохранение этого учреждения угрожает боеспособности страны. Осенью 1572г. государь опричнину «отставил».
Уголовное право
По сравнению с гражданским, уголовное право было менее развито. Были известны следующие виды преступлений: против семьи, против личности, против собственности, государственные. Различались умышленные и неосторожные преступления. Было известно понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления[20]. ...
Антропоморфная пластика как явление мировой археологии
Изменения в хозяйственное жизни повлекли и смену мировоззрения, возникновение иного отношения к природе в целом. Человек стал меньше верить в силу магических обрядов. Начинает складываться культ природы, олицетворявшийся в различных духах природного и растительного мира, земных и небесных сил. Дальнейшее развитие получил материнско-родо ...
Оценки развития россия в начале хх века
Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу. (Мировоззрение – спасение Души).
Религиозные историки (А. В. Карташов, Д. В. Поспеловский и др.) считают, что в начале XX века падение роли Православной Церкви в общественной жизни России связано с формализацией отношения к ней государственной власти, «обмирщение» культу ...