Время правления св. Фотия было отнюдь не спокойным. Восшел на первосвятительский престол Фотий после низвержения св. патриарха Игнатия, представителя «партии» монашествующих, студитов, ревнителей христианского благочестия. В глазах народа, более привязанного и уважающего монашество, он явился узурпатором престола. Все время его у власти сопряжено со смутами и нестроениями. Но благодаря Божественному Провидению и такому человеку как Фотий, папство в лице папы Николая получило достойный ответ в своих притязаниях – как политическо-территориальных, так и догматически-вероучительных. Патриарх Игнатий, несмотря на свою святость и благочестие не был способен отразить всё то, что исходило со стороны Римского престола.
После поочередного низложения и возвращения на кафедру Фотий, неполадив с императором Львом VI, «ушел» на покой в 886 году и скончался около 890 года.
Св. патриарх Фотий принадлежал к замечательнейшим личностям в церковной истории и имел все качества, чтобы сокрушить рог гордыни римской. Он отличался глубокой ученостью как никто другой в его время на Востоке и Западе. В этом отношении он превосходил не только своих современников, но мог поспорить со знаменитейшими учеными прежних времен. По отзыву католического ученого, «ученость Фотия для своего времени казалась чем-то сверхъестественным, демоническим». Светская ученость восполнялась знанием богословских наук. Нельзя было в те времена быть ученым, не зная богословия. Со стороны образования папа Николай, «истинный носитель папской идеи» не мог стать вровень с Фотием. В конце концов, Фотий отличался такой же энергией и силой воли, какой и папа Николай. Все это в совокупности сделало память Фотия священной для Церкви восточной, в то же время сделало его настолько ненавистным для Церкви Римской, что до сих пор ни один церковный писатель, папист, не может равнодушно говорить о Фотии. Папа Николай и Фотий были достойными соперниками
Фотий был высокообразованным, знал не только в совершенстве философию, но и богословие Когда споры о Филиокве были в самом разгаре, в 60-е годы, св.Фотий кратко, но четко изложил суть Православного учения против этой ереси в двух документах, в двух посланиях. Одно было Окружным посланием, а другое было обращено к патриарху Аквилейскому, имя которого неизвестно.
Вопрос этот имел длинную предысторию, связанную с разногласиями в троичном богословии между Востоком и Западом, а также с целым рядом политических и церковных недоразумений. Проблема Filioque обсуждается Фотием также в его книге «Мистагогия», которую он написал уже в преклонном возрасте, удалившись от дел. По мнению Фотия, расхождения между богословием и исповеданием веры быть не должно и добавление Filioque к Символу веры вне всяких сомнений равносильно изменению догматического содержания веры. В своей книге Фотий полемизирует с западным богословом Ратрамном Роттердамским, написавшим трактат в оправдание Filioque. Фотий определил аргументы латинянина как противоречащие доводам логики, догматическому богословию и св. Преданию. Свою аргументацию Фотий строил на утверждении единства природы и ипостасного различия между Лицами Троицы: Сын рожден от Отца, а Дух исходит от Отца, и в этом — самобытность Лиц св. Троицы.
В отношении обрядов характерно следующее высказывание Фотия в письме папе: «Что утверждено через определения Вселенских соборов, то все должны сохранять. Но что какой-либо из отцов частным образом постановил, или что узаконил местный собор, то хотя не может быть рассматриваемо как легковерие в практике соблюдающих оное, но зато и не принимающие подобных узаконений не подвергаются никакой опасности, если не соблюдают их. Так, одни бреют и стригут бороды сообразно с местными обычаями, а другим это запрещено соборными постановлениями… В Риме ни один священник не может жить в законном браке, но мы научены только единобрачных возводить во священники, и если кто отказывается принимать из их рук евхаристию, то мы таких отлучаем… Во многих странах совершенно запрещено монахам употребление мяса не ради отвращения к нему, но ради воздержания, но в иных местах соблюдается такое воздержание только в известное время. Я слышал от людей, достойных веры, что в Александрии от имеющего быть епископом требуется обет – никогда не воздерживаться от мясных яств, что вошло здесь в обычай по какому-нибудь особенному случаю. У нас монахи не отказываются от своей одежды, когда принимают обязанности клирика, но у иных это бывает наоборот: если монах возводится в епископы, он отлагает свои прежние одежды и подстригает волосы на голове». Позже, с ухудшением отношений с Римом, уже не было подобной терпимости к различным обрядам. Полемика с главных вероучительных различий перешла на критику разностей в обрядах. Фотий не видел в этом причин для разделения.
Союз Советских Социалистических Республик (1922-1985). Россия
в 20-е годы[ii]
После окончания гражданской войны в Советской России начался острейший социально-политический кризис, вызванный недовольством крестьян политикой «военного коммунизма». Крестьянские выступления против продразверстки зимой 1920/21 гг. приобрели характер вооруженных восстаний против большевиков в Тамбовской и Воронежской губерниях и Западн ...
Коллективизация
5 января 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». Как и предлагалось комиссией, зерновые районы были разграничены на две зоны по срокам завершения коллективизации. Но Сталин внёс свои поправки, и сроки были резко сокращены. Северный Кавказ, Нижняя и Средн ...
«Наказ» императрицы Екатерины II
В двухтомном сборнике памятников русского законодательства начала XX века отмечалось: «Наказ» императрицы Екатерины II никогда не имел силы действующего закона, но тем не менее он является памятником исключительного значения. Он важен как первая попытка положить в основу законодательства выводы и идеи просветительной философии, он важен ...