Интересная история

Югославия в первые послевоенные годы. 1945-1950
Страница 1

История » Югославянские народы в середине 40-х - конце 90-х гг. » Югославия в первые послевоенные годы. 1945-1950

Окончание войны с оккупантами и их пособниками одновременно означало и победу начавшейся еще в ходе народно-освободительной борьбы революции, приведшей к коренным изменениям в общественно-политической и экономической жизни Югославии. Ее история сложилась в 1941-1944 гг. таким образом, что только КПЮ и руководимые ею партизаны вели бескомпромиссную борьбу за освобождение и возрождение страны на новых основах. Это обстоятельство и благоприятные для них внешнеполитические условия, связанные с возросшей международной ролью СССР, обеспечили коммунистам полное преобладание в политической жизни на завершающем этапе войны.

Доминирование коммунистов было закреплено преобразованиями первых послевоенных месяцев. В августе 1945 г. проходило заседание 3-й сессии АВНОЮ. В ее работе приняли участие и депутаты предвоенной скупщины, не запятнавшие себя сотрудничеством с оккупантами, что позволило придать законность органу революционной власти и преобразовать Антифашистское вече во Временную народную скупщину.

Временная скупщина подтвердила решения 2-й сессии АВНОЮ, приняла ряд законов, в том числе об аграрной реформе, основанном на принципе: земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает, о национализации рудников и др., а также решение о проведении выборов в Учредительную скупщину, которая должна была определить будущий характер государства. Это решение вызвало шквал протестов оппозиции и эмиграции. Но великие державы оставили их без внимания.

На прошедших в ноябре 1945 г. парламентских выборах кандидаты Народного фронта, руководимого КПЮ, получили, по официальным данным, 90% голосов избирателей и поддержку предложения о преобразовании Югославии в республику.

29 ноября 1945 г. состоялось торжественное открытие Учредительной скупщины. Она приняла закон о провозглашении Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ), подтвердила законодательные акты, принятые АВНОЮ и временной народной скупщиной. КПЮ добилась подтверждения легитимного характера новой власти и проводимого ею политического курса.

Новая обстановка в стране склонила многих деятелей оппозиции, в том числе и И.Шубашича к эмиграции из страны, другие сошли с политической сцены. В стране фактически утвердилась однопартийная система.

Проведенные по инициативе коммунистов коренные перемены в общественной и хозяйственной жизни народов Югославии были закреплены конституцией, которая была принята Учредительной скупщиной 31 января 1946 г. после всенародного обсуждения ее проекта. ФНРЮ провозглашалась объединением равноправных народов, которые на основании права на самоопределение выразили добровольное желание жить в едином федеративном государстве.

Согласно конституции, в состав ФНРЮ вошли 6 республик: Босния и Герцоговина, Македония, Сербия (она включала в свой состав автономные края Воеводину, а также Косово и Метохию), Словения, Хорватия, Черногория. В соответствии с основным законом Югославии всем ее гражданам гарантировались равные права, свобода слова, печати, собраний и др. демократические свободы. Главной формой собственности объявлялась "всенародная".

Высшим органом законодательной власти объявлялась Народная скупщина, состоявшая из двух палат: Союзного веча и Веча национальностей. Скупщина избиралась на четыре года в ходе прямых, всебщих, равных выборов при тайном голосовании. Парламент наделялся и контрольными функциями, поскольку федеральное правительство было ему подотчетно. Власть на местах принадлежала народным комитетам. Таким образом происходило соединение традиционного парламента и органов революционной власти, сформировавшихся во время войны. Становление конституционной федеративной системы завершали республиканские конституции, принятые в 1946-1947 гг. Каждая из республик имела свой парламент и правительство, что стало важным этапом в самоопределении населявших их народов. Основной закон ФНРЮ, во многом подобный конституции СССР 1936 г., стал официальной правовой основой для дальнейшего развития социалистических отношений.

В своей внутренней политике КПЮ исходила из того, что только развитие по социалистическому пути как в СССР позволит Югославии быстро догнать экономически развитые государства мира. И не только достаточно привлекательный с точки зрения цивилизационного рывка пример Советского Союза, но и объективная экономическая отсталость страны, аграрное перенаселение, военные разрушения, в том числе и большинства промышленных предприятий. Война и оккупация нанесли хозяйству Югославии не поддающийся точному учету урон. Будучи и до войны одним из наиболее отсталых государств Европы, Югославия после войны лежала буквально в руинах. 3,5 млн. человек остались без крова, было разрушено 40% промышленных предприятий и половина железнодорожных путей. Естественно, что первоочередной стала задача восстановления народного хозяйства. Опираясь на энтузиазм народных масс, особенно молодежи, используя советскую помощь, в том числе и специалистами, руководство КПЮ сумело наладить восстановление экономики. К 1947 г. удалось достигнуть довоенный уровень промышленного производства.

Страницы: 1 2 3 4

Эволюция программных установок политических партий
Партийным программам принадлежала огромная роль, поскольку именно они в решающей степени ориентировали избирателей в формирующемся политическом пространстве, информировали их о стратегических целях партий. По мнению немецкого политолога Клауса Фон Бейме, среди функций партий приоритетными являются определение цели, разработка идеологии ...

Приложения
Енисейская губерния 1851 Красноярский край 1999 Красноярск 1804 Красноярск 1851 Красноярск 1994 Красноярск 2004 Ачинск 1785 Ачинск 1982 Ачинский район 2004 Березовский район 2003 Бородино 1991 Емельяновский район 2004 Енисейск 1804 Енисейск 1998 Железногорск 2002 Заозерный 2001 Зеленогорск 2003 Игарка 1977 Игарка 2003 ...

Вклад в развитие гражданской авиации
Но деятельность конструкторского бюро Александра Сергеевича Яковлева не ограничивалась выпуском лишь боевых и спортивных самолетов. В начале шестидесятых годов возник вопрос о создании пассажирского самолета для замены широко применявшихся, но устаревших машин с поршневыми двигателями средней и малой пассажировместимости. Предназначавши ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru