Присоединенные к России в последней четверти ХVІІІ-ХІХ вв. южные степные пространства нуждались в скорейшем хозяйственном освоении. Россия была не в состоянии сделать это своими силами. Этому мешало существовавшее крепостное право, которое лишало крестьян возможности свободно переселяться на пустующие земли. Екатерина ІІ решает пригласить для этой цели колонистов из-за границы.
В июле 1763 года она издает Манифест «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах». Кроме различных экономических и политических прав, Манифест давал гарантии сохранения их национальной самобытности: компактные поселения, свободу вероисповедания, полное самоуправление с тем, «что наши начальники во внутренних распорядках никакого участия иметь не будут».
С 1797 года все существовавшие в России колонии были подчинены вновь созданной при Правительствующем Сенате Экспедиции государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства под ведомством генерал-прокурора. В том же году Экспедиция предприняла ряд мер, касающихся иностранных поселений на Волге. Установив, что управление колониями не соответствует их положению и правам колонистов, обещанным при поселении, она воссоздала Саратовскую Контору опекунства иностранных. В результате саратовские колонии были исключены из общей структуры гражданского управления и колонисты получили самоуправление.
По типу Саратовской Конторы была создана Новороссийская Контора, которая должна была осуществлять общее управление всеми иностранными колониями в крае.
С 1803 года началось интенсивное переселение на юг России немцев, греков, болгар, меннонитов, швейцарцев, евреев и казенных переселенцев из внутренних губерний России.
С того же 1803 года, можно говорить об образовании Одесского водворения иностранных поселенцев, поскольку по высочайшему указу 17 октября 1803 года, данному Одесскому градоначальнику Э.О. Ришелье, колонистам было разрешено селиться м в окрестностях Одессы.1 Тем самым, все переселенцы подлежали разделению: те, кто намеревался селиться под Одессой, принимались в ведение герцога Ришелье, остальные - Конторы опекунства. Конторе вменялось в обязанность содействовать Э.О. Ришелье во всех вопросах.
Наибольший отклик призыв Екатерины получил в Германских государствах, население которых постоянно разорялось многочисленными и многолетними войнами.
То, что принял в марте 1803 года Дюк Ришелье, городом назвать было нельзя. Он нашел здесь разрозненные, плохо выстроенные дома, в большинстве своем, крытые соломой. Население состояло главным образом из купцов, посредников, агентов. Избалованные цивилизацией иностранные негоцианты не могли обустроить свой быт. В городе существовали только казино и питейные заведения. Купцы считали свое пребывание в городе временным и поселяться здесь не собирались.
Несколько ремесленников, присланных из Петербурга по просьбе Ришелье, не могли решить бытовых потребностей растущего города.
Это беспокоило герцога Ришелье и беспокойство его было доведено до сведения императора Александра І. Этим историки объясняют появление в Программе заселения Причерноморья пункта ІХ, который предоставлял Ришелье право селить в Одессе ремесленников «ныне из Германии прибывших».
Решению задачи способствовала Программа колонизации северного Причерноморья согласно которой, через Одессу пролегал путь вызываемых из–за границы немецких колонистов, среди которых ожидались ремесленники.
Ремесленные городские колонисты водворялись на общих для всех переселенцев условиях, сохраняя их привилегии. Им гарантировалось, кроме свободы веры, освобождение от всяких повинностей на десять лет, освобождение от воинской и гражданской службы.
Пункт 12 Правил для водворения иностранных колонистов разрешал заводить «фабрики и другие нужные ремесла, торговать, вступать в гильдии и цехи, и везде в империи продавать свои ремесла».
Деятельность патриарха Фотия. Патриарх Фотий как
учёный и богослов
Св. Фотий, вступив на патриарший престол, проявил огромную ревность в обращении народов «вплоть до пределов земли» (Деян. 1, 8). В «Окружном послании» 867 г. св. Фотия упоминается о просвещении армян, болгар и россов, а в «Славянских житиях св. братьев» центральное место посвящено миссии Кирилла и Мефодия хазарам и моравам. Данные сочин ...
Бородинское сражение
Бородинское побоище 26 августа 1812 г. - единственный в истории войн пример генерального сражения, исход которого и та, и другая сторона сразу же объявили и доныне празднуют как свою победу, имея на то основания. Поэтому многие вопросы его истории, начиная с соотношения сил и кончая потерями, остаются спорными. При изучении Отечественно ...
Март - июнь 1918 года
Заключая Брестский мир с Германией, большевики, прежде всего, видели своей целью выйти из войны любой ценой, в то самое время как левые эсеры были настроены на “революционное оборончество” и сам факт заключения мира они воспринимали как унижение России. Оккупация Украины и южно - российских территорий вскоре повлекла за собой серьезный ...