Крах третьей попытки реформ, имевших целью укрепить феодальный строй, свидетельствовал о дальнейшем ослаблении позиций класса феодалов и неуклонном росте активности буржуазных слоев, добившихся уничтожения феодальных ограничений и получивших таким образом перспективы более быстрого, чем ранее, развития.
Немаловажное значение в деятельности оппозиционных сёгунату сил имело идеологическое обоснование их выступления. Оно заключалось в попытках доказать юридическую несостоятельность, «незаконность» правления сёгуна, узурпировавшего власть у «законного» правителя — императора.
Еще в середине XVII веке образованные самураи из числа тодзама-даймё, политически и экономически притесняемых деятельностью дома Токугава, объединились с целью доказать «историческими» аргументами неправомерность существования сёгунского режима. В 1660 году один из образованных представителей феодального дома Мито — Мицукуни, создавший «историческую школу Мито», вместе со своими учениками и коллегами завершил составление «Дайнихонси» — огромного собрания древних мифов, легендарных и полулегендарных сведений, исторических хроник.
Публикация разнообразных древних историко-литературных памятников должна была «документально» подтвердить древность и непрерывность в веках существования императорской династии, подлинность ее прав на управление страной и, таким образом, обнажить и подчеркнуть узурпаторскую роль сёгуната.
Идеи школы Мито продолжала так называемая национальная школа кокугаку.
Публикациями древних документов, исследованиями и комментариями к «Кодзики», «Манъёсю», «Нихонсёки», «Гэндзимоноготари», к обрядовым песням кагура и молитвам норито, которые имели противокитайскую направленность, ученые этой школы стремились показать значительность и весомость национального наследия, глубину японской классической культуры. Об огромном объеме работы, проделанной кокугакуся свидетельствуют труды только одного Мотоори Норинага — он оставил 263 тома завершенных работ, а также огромное количество эссе, дневников и разных записей.
Историческая концепция кокугаку исходила из «подлинности» мифологической эры как начала японской истории, а также «божественного» сотворения Японских островов и особого «божественного» происхождения японского императора и всей японской нации. Наиболее ясно эта идея была развита в работах Хирата Ацутанэ – «Наша земля – родина богов, и все мы произошли от них». «Уникальность» власти японского императора одновременно является поводом для кокугакуся продемонстрировать специфику и неповторимость «японского пути». В Китае «обыкновенный человек случайно становится царём, и царь вдруг превращается в обыкновенного человека…». В Японии, «пока существует земля и небо, пока светит луна и солнце, на протяжении бесчисленного количества тысяч поколений, он вечен, державный правитель».
Признание истинности «японского пути» в противовес китайскому, законности и почитания императора «сонно» в противовес узурпаторской позиции сёгуна стало главной линией дворянско-буржуазной идеологии в первой половине XIX века, подготовившей борьбу накануне событий 1867-1868 годов.
В атмосферу социального кризиса дополнительный «горючий» материал внесла усилившаяся борьба в феодальном лагере. Могущественные князья-тодзама объединились против дома Токугава. Их княжества на юго-западе страны (Сацума, Тёсю, Тоса, Хидзэн), значительно удаленные от Эдо, обладали экономической и военной самостоятельностью. Знаменем антитокугавской коалиции стал император и его окружение. Выдвинув задачу восстановления «законной» императорской власти, князья-тодзама выступали, таким образом, против узурпатора — сёгуна. Однако антисёгунская направленность коалиции складывалась постепенно.
Общественный строй
Краеугольным камнем неписаной римской конституции становится правило: люди не равны друг другу. Рабы не люди, а вещи.
Римское гражданство приобреталось, как правило, рождением от полноправных отца и матери. По достижении совершеннолетия римский юноша приводился на форум (площадь в Риме, где совершался суд) и записывался в соответствующ ...
Промышленность г. Уфы в 1917 – 1928 гг.
Ко времени октябрьской революции 1917 г. Уфа представляла собой обыкновенный относительно крупный провинциальный город.
Основу ее промышленного производства составляла обрабатывающая промышленность. Которая работала на местном материале и осуществляла первичную обработку и изготовление полуфабрикатов из сырья. В остальном же многочисле ...
«Смутное время» в России. Эволюция государственности в XVII в.
На рубеже XVI и XVII веков наше Отечество переживало глубокий социально-экономический и морально-политический кризис. Опрични-на, двадцатипятилетняя неудачная Ливонская война (1558–1583 гг.), неурожаи и эпидемии – всё это вызвало разорение зна – чительной части страны. В 1601–1603 гг. Россия пережила страшный голод. Многие умерли голодн ...