Итак, со времени возникновения многопартийности до настоящего времени в российской политической жизни и науке идет дискуссия о том, сформировалась ли в современной России многопартийная система или еще нет. Масса изученных материалов убедительно показала, что в современной России в исследуемый период (вторая половина 80-х гг. XXв. - начало XXIв) идет процесс формирования многопартийной системы, который до сих пор еще не завершился.
Комплексный анализ процесса создания партийных организаций и формирования многопартийности продемонстрировал, что российская многопартийность прошла сложный путь от возникновения неформальных движений, образования протопартийных структур до создания партийных организаций в настоящем смысле этого слова. Можно выделить несколько особенностей, характерных для этого процесса:
в исследуемый период (вторая половина 80-х гг. XX в. - начало XXI в) в России возникло значительное количество партийных, организаций, движений и объединений, но большинство из них не имеет разветвленной сети, является малочисленными. Статистика показала, что в политической реальности России только некоторые крупные партии и объединения, в частности КПРФ, ЛДПР, "Яблоко", "Единство" и "Единая Россия" имели и имеют реальные масштабные разветвленные сети на территории России; большинство партий неспособно построить местные организации; в качестве таких примеров можно привести "Партию конституционных демократов РФ", "Российскую социально-либеральную партию", "Партию экономической свободы", "Партию большинства", "Партию снижения налогов" и др.;
слабая социальная база определила то, что многие политические партии, движения и объединения существовали лишь на момент регистрации, и только новая регистрация на определенном этапе позволяла выявить, какие из партий умерли и какие продолжают жить. - анализ социального состава политических партий и объединений показывает, что сложный социально-структурный характер переходного периода российского общества не позволяет партиям представлять интересы какого-либо социального слоя; результаты парламентских выборов продемонстрировали, что у них отсутствует постоянная поддержка определенного социального слоя;
амбициозность отдельных лидеров политических партий способствовала организационной неустойчивости объединений. Об этом свидетельствовал в частности, факт раскола между СПС и "Яблоком";
по причине низкого теоретического уровня разработки программ и предвыборных платформ избиратели все меньше и меньше тратят времени на ознакомление с программными установками партий; они либо отмечают поразительное сходство партийных программ, либо прямо обращают внимание на лидеров партии.
В целом, процесс создания партийных организаций и формирования многопартийности и демонстрирует слабость российской многопартийности в отношении организационном и идеологическом.
Исторический опыт свидетельствовал о том, что окончательное формирование многопартийной системы должно сопровождаться наращиванием и созреванием гражданского общества. Комплексное изучение процесса формирования российской многопартийной системы как объективной закономерности демократического развития общества убедительно показало, что из-за незавершенности демократических преобразований, экономической нестабильности и неопределенности интересов различных групп населения, гражданское общество в современной России пока не построено, и процесс формирования многопартийной системы имеет незавершенный характер.
Развитие парламентаризма в России в условиях сильных директивных традиций задача сверхактуальная. Очевидно, что только высокопрофессиональная представительная (законодательная) власть может стать противовесом авторитарным традициям и тенденциям, а заодно и гарантом участия в управлении обществом и государством самых различных социальных групп граждан.
Изучение теории и практики парламентаризма показывает, что целостное понимание картины становления и развития парламентаризма в современном российском обществе только складывается. Очевидно, этот процесс долгий и сложный. Сложность обусловлена рядом факторов, присущих российскому обществу. Россия еще не далеко ушла в развитии парламентаризма. И, несмотря на все трудности и противоречия, необходимо констатировать, что в стране постепенно складывается система законодательной и представительной власти в лице Федерального Собрания Российской Федерации.
1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1998. С.53.
1 Шмиттер Ф Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии//Полис. 1996. №5. С. 27.
Римская империи в период домината
В III в. н. э. (с 284 г.) в Риме устанавливается неограниченная монархия. Это период домината (от «доми-нус» — господин). Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, которых назначает император. Среди этих ведомств следует отметить прежд ...
Термидорианская республика
Конституция 1795 г. После прихода к власти термидорианцев были казнены наиболее известные революционеры, в том числе Робеспьер, Сен-Жюст, Кутон, а также большая часть членов парижской коммуны (более 100 человек). Коммуна была упразднена, тысячи якобинцев арестованы. При попустительстве властей толпы людей под предводительством «золотой ...
Тира в конце III—IV в. н. э. Конец античного города
1. Археологические памятники поздней Тиры. До сравнительно недавнего времени судьба Тиры после варварских нашествий середины III в. была неизвестна, но накопившиеся материалы показывают, что разрушение жилых кварталов и цитадели не было концом ее истории. Размещался ли здесь после возобновления жизни новый римский гарнизон, неизвестно, ...