Интересная история

Парламентаризм в России. Понятие парламентаризма в политической науке
Страница 2

История » Формирование многопартийности в России » Парламентаризм в России. Понятие парламентаризма в политической науке

Парламентаризм также рассматривается как "представительное начало в управлении" и "форма деятельности представительных государственных органов и их взаимодействие с другими органами государственной власти".

Вышеприведенные определения позволяют выделить принципы парламентаризма, среди которых важными являются: выражение и защита интересов всех социальных групп населения; приоритет законодательных органов власти перед остальными; подчиненность и подконтрольность парламента народу; взаимодействие парламентов с другими органами власти.

При толковании понятия "парламентаризм" употребляются различные характеристики: система управления обществом; форма представительной демократии; демократический механизм реализации интересов определенных групп населения и др. На наш взгляд, парламентаризм целесообразно рассматривать как целостную систему организации и функционирования государственной власти, имеющий определенные функции, место и роль в политической системе общества.

С точки зрения политической теории, парламентаризм является одной из форм представительной демократии.

Подлинный парламентаризм возможен только при демократии, когда парламент, как отмечают Д. Олсон и М. Мезей, находится "ближе, чем другие институты, к тому месту, где происходит слияние теории демократии и демократической практики"[28], и не формально, а на деле выступает в качестве высшего представительного органа власти. Он включает в себя сам парламент и, кроме того, целую систему политических, правовых и моральных факторов различного уровня, с помощью которых регулируется жизнь общества. Нет сомнений в том, что демократизация невозможна без развития и совершенствования представительных форм осуществления власти различными социальными слоями общества, то есть без парламентской демократии. Но, с другой стороны, нет сомнения в том, что свобода граждан может быть обеспечена только в том государстве, где законодательная, исполнительная и судебная власти действуют в строго определенной области и взаимно ограничивают друг друга.

В современной политологической литературе среди главных принципов, раскрывающих сущность демократии, выделяют:

1) основание государства на принципе разделения властей;

2) наличие высшего политического законодательного органа, избираемого народом; наличие, кроме законодательного органа и других избираемых органов власти и управления, вплоть до самоуправления;

3) всеобщее, равное, свободное избирательное право;

4) определение исхода дискуссий при принятии решений по большинству[29] и т.д.

Из вышеприведенных признаков видно, что одной из основных ценностей демократии (наряду с такими, как парламентаризм, демократический процесс формирования органов государственной власти и местного самоуправления, принцип верховенства закона) является принцип разделения властей, с которым неразрывно связан парламентаризм.

Принцип разделения властей - один из основополагающих принципов демократической политической системы. Ее неотъемлемые элементы и формы это: непосредственное выражение власти - народом (референдум, выборы, органы местного самоуправления); горизонтальное разделение на три ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная); вертикальное - на власть центральную и власть субъектов; наличие системы гарантий, сдержек и противовесов; разграничение полномочий каждого института власти; выборность; представительность; подотчетность народу.

Возникнув как идея, концепция разделения, властей за длительную историю своего существования постепенно превратилась в политический, а затем и в конституционный принцип многих государств.

Выяснение сущности парламентаризма требует и рассмотрения соотношения парламентаризма и форм государственного правления. На этот счет имеются разные точки зрения. В научных работах довольно часто употребляются такие выражения, как "президентская форма правления", "парламентская форма правления".

В зависимости от того, что является формальным источником власти, способа организации государственной власти и правового положения главы государства различаются две основные формы правления: монархическая и республиканская. В рамках этих двух форм правления на основании тех же критериев выделяют разновидности форм правления. В монархиях - абсолютная, дуалистическая, парламентская форма; в республиках - президентская, парламентская, президентско-парламентская и премьерско-президентская формы правления.

Понимание парламентаризма только как разновидности форм правления явно недостаточно. Парламентаризм - явление многоплановое, имеющее сложную внутреннюю структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов. Парламентаризм характеризует и организацию общественной жизни, достигнутый уровень обеспечения прав, обязанностей и свобод граждан, то есть степень демократизации общества. Следовательно, о парламентаризме следует говорить лишь в связи с демократическим правлением, хотя парламент может существовать и в авторитарных режимах (например, в Уганде, Индонезии). Но сводить парламентаризм только к одной из форм правления, характеризуемой уровнем подчинения друг другу парламента, правительства и главы государства, явно недостаточно. Хотя допустимо, что парламентаризм, обладая некой универсальностью, способен обретать различные формы в зависимости от характера государственности, социально-политических и экономических условий.

Страницы: 1 2 3

14 декабря 1825 года.
Незадолго до полуночи А. Бестужев и Якубович отправились в казармы Гвардейского экипажа, чтобы узнать, где они расположены. До часа ночи Рылеев посетил казармы Финляндского полка в надежде на то, что ему удастся переубедить Моллера и организовать выступление возможно большей части финляндцев. Не позже шести часов утра начальник штаба во ...

Взаимоотношения ФРГ с другими странами
Во внешнеполитической области руководство ФРГ избрало курс на сближение с США и на западноевропейскую интеграцию. Вступив на должность канцлера ФРГ, и представив бундестагу свой первый кабинет, Аденауэр должен был впервые взойти на гору Петерсберг, где обитали верховные комиссары, чтобы там присутствовать при введении в действие Оккупа ...

Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс
Догадки о важной роли климата высказывал еще Аристотель (384–322 гг. до н. э.). В своей «Афинской политики» он говорил о влиянии на людей, например, близости моря или пустыни. В средние века это положение довольно подробно разработал арабский историк Ибн Хальдун (1332–1406 гг.). Он утверждал, что решающее значение для развития общества ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru