Интересная история

Соляной промысел
Страница 2

Исследования капитана Элтона В. Н. Татищев представил на усмотрение Правительствующего Сената. Одновременно с этим Сенат получил неутешительное уведомление Строгановых о том, что иссякающие запасы леса вокруг Соликамских озер не позволяют вываривать здесь соль в достаточном количестве. Сообщение Строгановых вынудило Сенат обратить особое внимание на доклад Татищева и Элтона. Сенат обратился с запросом в специальную медицинскую комиссию, которая, исследовав привезенные с Алтан-Нора соль и тузлук, вынесла заключение, что они "для человеческого употребления не вредны".

В январе 1747 года Правительствующий Сенат издал указ, по которому подполковник Н. Ф. Чемодуров (Татищев с 1745 года находился в отставке) должен отправиться на разработку соляного озера. (В этом указе озеро впервые названо Эльтонским). Пункты указа гласили: "1) для заведования заготовлением, отправлением и вывозом соли с Эльтонского озера в Дмитриевский городок и в Саратов учредить в сем последнем городе особое комиссарство, имеющее состоять из подполковника Чемодурова и двух других членов, 2) для защиты от набегов калмыков и прочих народов и чтобы кроме казенной поставки никто с озера тайно соль не вывозил, построить земляной городок, 3) для возки соли сделать к весне 1748 года в Казанском и Вятском уездах десять судов, 4) печатными указами вызвать поставщиков, которые бы взялись возить с озера соль и ставить в казну"[3].

Первый пункт был выполнен Чемодуровым без особых трудов: в Саратове создали Соляную контору. С выполнением второго пункта тоже не было проблем. Земляной городок был построен на новом, более удобном месте. В нем разместились пятьдесят солдат и два офицера. Мера оказалась весьма необходимой и лучше других об этом знал, пожалуй, сам Чемодуров. Когда в предыдущем, 1746 году он приезжал на соляное озеро, то узнал, что за неделю до его приезда оттуда было вывезено неизвестными людьми не менее ста возов соли. Теперь с контрабандой было покончено.

И суда для перевозки соли по Волге построены были и функции свои выполняли успешно.

О последнем пункте подробнее. Официальные печатные приглашения на работу по добыче и перевозке соли были разосланы во многие губернии России Великой, Малой и Белой. Работать на Эльтоне нанимались, как правило, беглые крепостные, неимущие крестьяне из Саратова, Вольска, Царицына, из ближних сел и деревень Поволжья. Перевозить соль с Эльтона согласились владельцы волов из волжских городов и селений, а затем к ним присоединились малороссы из Полтавской, Черниговской и Харьковской губерний. Поскольку соль предполагалось возить по двум трактам: до Камышина и до Саратова, — то и украинские солевозы начали устраивать свои селения вдоль этих дорог. Украинские солевозы-чумаки (русские назывались усольцами) образовали две слободы, существующие и поныне — Покровскую и Узморье, — и несколько хуторов: Квасниковка, Подгорное и другие. Часть малороссов поселилась на нагорной стороне за Саратовом для перевоза соли из саратовских амбаров в другие губернии.

Малороссы не случайно устремились на далекий промысел. На Украине перевозка соли на волах была широко развита, но труд чумаков был очень дешев и тяжел. Желание иметь лучший заработок и лучшие условия труда привело их на Волгу. Чумаки впервые появились в Саратове в августе 1747 года и уже через месяц привели в город первый обоз соли.

Для хранения соли в Саратове были построены огромные деревянные амбары, называвшиеся запасными магазинами. Располагались они на короткой улице, тянувшейся от Волги до улицы Московской. Соляные амбары дали название улицы — Соляная.

Страницы: 1 2 3

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru