К концу XVIII века Средний Урал прочно занимал ведущее место в экономике России. Не было по тем временам территории, хоть в чем-либо равной Уралу по значимости в жизни страны. Производя 81% российского железа, 95% меди, он был единственным районом по добыче золота[37].
На основании высочайшего указа от 4 января 1797 г., а также наставления и указа, данного Берг-коллегией А.С. Ярцову, определенному на должность главного начальника и директора Канцелярии главного заводов правления 3 мая 1797 г. « .по принесению благодарственного богу молебствия, с водоосвящением .» в Екатеринбурге была открыта Канцелярия главного заводов правления .и при ней учреждены щетных дел Экспедиция, и Главное казначейство .»[38]. Структура органов управления горнозаводской промышленностью на Урале по сравнению с тем, как она существовала до 1781 г., несколько изменилась. Возросла роль Главного начальника, в подчинении которого кроме самой КГЗП и всех подведомственных ей учреждений, также находилась Екатеринбургская монетная экспедиция, которая по своему положению не была в непосредственном подчинении Канцелярии[39].
Организацией золотодобычи на трех золотопромывальных заводах, подведомственных КГЗП, ведала Березовская золотых производств горная экспедиция.
Этот указ устранил почву для недоразумений, возникших между вновь созданными горными учреждениями и гражданскими властями на начальном этапе передачи заводских селений в ведомство КГЗП. Еще 22 мая 1797 г. Канцелярия представила Берг-коллегии рапорт о необходимости открыть при КГЗП для земских судов Судную экспедицию или контору, а при Пермских заводах - Пермское горное начальство.
К моменту открытия в ведомство Канцелярии поступили три золото-промывальных завода (Березовский. Пышминский и Уктусский), Екатеринбургский и Каменский заводы, четыре пермских казенных медеплавильных завода, а также 124 частных завода.
После тщательного анализа полученных из казенных палат ведомостей, А.С. Ярцов пришел к выводу, что необходимо учредить в помощь КГЗП кроме Гороблагодатского, которое на момент открытия не находилось в непосредственном подчинении Канцелярии, еще три горных начальства (Пермское, Оренбургское и Казанское), « .чтоб они управляли отделенными к ним в заведование заводами и приписными к некоторым из них казенными селениями»[40].
Заводы между начальствами планировалось распределить следующим образом: в ведение Пермского горного начальства планировалось передать семь казенных заводов и 29 частных: Оренбургского - 32 частных, а так же возложить на него осуществление мероприятий по восстановлению ценного Вознесенского завода; в управлении Казанского горного начальства находились бы 18 частных заводов Казанской и Вятской губернии. Такое распределение существенно бы облегчило деятельность КГЗП, избавив ее от мелочной опеки каждой заводской конторы и возложив на нее роль контролирующего органа, обеспечивающего бесперебойный сбор в казну залоговых поступлений и постоянное действие заводов. В непосредственном управлении КГЗП остались бы три золотодобывающие фабрики, два казенных и 45 частных заводов.
Помимо находящихся в подчинении КГЗП банковских Богословских заводов, Государственный ассигнационный банк приобрел еще пять заводов у И. Лугинина (Златоустовский, Кусинский, Миасский, Саткинский, Артинский). На основании сенатского указа от 20 мая 1799 г., управление этими заводами было возложено на Канцелярию, которой предписывалось командировать для принятия этих заводов обер-бергмейстсра Фелькнера Ивана Федоровича (р. 1763 г.). Сразу после получения указа Канцелярия в ответном рапорте представила новый проект учреждения при Златоустовском заводе горного начальства с двумя членами, секретарем, казначеем и бухгалтером. В соответствии с этим проектом предлагалось передать в ведение нового горного начальства все частные заводы Оренбургской губернии. Но Берг-коллегия опять не отреагировала на это предложение КГЗП, потому что уже 30 сентября 1800 г. был подписан контракт с А.А. Кнауфом о передаче четырех златоустовских заводов (кроме Миасского) в партикулярное содержание.
Таким образом, тенденции к единоначалию, которые особенно проявились к концу XYIII века, и коллегиальный способ управления при отсутствии четкой концепции отраслевого управления нередко вступали в конфликт. Кроме того, система оплаты труда и материального стимулирования служащих строилась по принципу приоритета «казенного интереса». То есть чиновники, в обязанности которых входила забота об увеличении доходных статей бюджета, в свою очередь не были обласканы государством. Но подобные издержки вполне характерны для всех переходных периодов. А именно так можно охарактеризовать время восстановления единой централизованной системы отраслевого управления горнозаводским ведомством на Урале.
Ораторское искусство Греции
Греция IV в. дала плеяду блестящих ораторов. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи мате ...
Киевская Русь (xi—xii вв.) и
Удельная Русь (xii—xiii вв.)1
На территории Восточной Европы более двух веков существовало сильное государство Киевская Русь. Начальный период образования государства нашел отражение только в летописях. Они писались, переписывались и дописывались в разное время, так что некоторые сюжеты истории выглядят как легенды.
Согласно «Повести временных лет» (начало XII века ...
Управление казенной
горнозаводской промышленностью
История создания и деятельности органов управления горнозаводской промышленностью Урала в первой половине XYIII в. Нашла отражение в целом комплексе работ как дореволюционных,[6] так и исследователей советской поры.[7]
В первой четверти XYIII века возникает идея о создании специального учреждения, которое будет курировать горнозаводску ...