В первой половине XVIII века продолжало возрастать торгово-транспортное значение Волги и городов Нижнего Поволжья, в том числе Саратова. Здесь пролегали караванные пути к Астрахани, а оттуда через Гурьев и Эмбу — в Хиву и Бухару. Оживленным был торг и с Персией. По сухопутным трактам через Саратов шла торговля с яицкими казаками. Через Саратов — Пензу, Саратов — Тамбов проходили пути, связывавшие Нижнее Поволжье с Москвой. Ежегодно в Саратове устраивались три ярмарки, на которых бойко торговали русскими и восточными товарами.
Необычайно возросло в первой половине XVIII века значение рыбного промысла. Места на Волге «под горами Девичьими», у «Змиева камня» (близ Вольска), около Увека, «иргизские воды» — издавна славились рыбными богатствами. На берегах Волги возникло множество дворцовых, монастырских и купеческих промысловых сел, слобод и ловецких ватаг. Торговля и рыбный промысел привлекли сюда предпринимателей, сезонных рабочих и постоянных поселенцев. Сдача рыбных угодий на откуп составляла доходнейшую статью казны.
Одно из первых мест в экономике Нижнего Поволжья занимала уже в то время разработка Эльтонского соляного месторождения. До миллиона пудов соли переправлялось через Саратов в разные города России. Добыча и продажа соли давала казне немалые доходы. В интересах развития соляного промысла правительство учредило в Саратове в 1747 году «соляное комиссариатство», ведавшее добычей и транспортировкой соли. Для соляного промысла требовались ломщики и возчики соли. Ломщики вербовались главным образом из беглых и беспаспортных. Условия жизни и труда на разработках соли были настолько тяжелыми, что кроме беглых, которым деваться было некуда, идти на эту работу никто не соглашался. Для возки соли от озера Эльтон до Саратова и Камышина, где были построены соляные амбары, правительство пригласило в край украинцев. Возчикам соли давалась земля для пастбищ, ссуды на обзаведение хозяйством, предоставлялись льготы по уплате податей и налогов и освобождение от рекрутчины. Через 20—30 лет по Левобережью, на дорогах от Эльтона к Саратову и Камышину, и по Правобережью, на дорогах от Саратова и Камышина к Тамбову и Воронежу, возникло свыше 100 украинских слобод и хуторов. Из них наиболее крупными были Николаевская и Покровская слободы.
«Теперь за Волгой, — писал академик Лепехин, посетивший Саратовский край в конце 60-х годов XVIII века, - всюду видны были беспрерывные обозы, взад и вперед идущие, и вся почти степь покрыта была пасущимися волами».[1]
Критика и оценка Петра I
Н. М. Карамзин, признавая этого государя Великим, сурово критикует Петра за чрезмерное увлечение иностранным, стремление сделать Россию Голландией. Резкое изменение «старого» быта и национальных традиций, предпринятое императором, по мнению историка, далеко не всегда оправдано. В результате русские образованные люди «стали гражданами ми ...
Афинское государство в 5 веке до н.э
В 5 веке до н.э. Греция вела войну с империей Ахеменидов. Победа стала возможной лишь благодаря объединению греческих полисов. Был создан Далосский военный союз, делами которого управлял совет из представителей всех городов – членов союза. В скором времени главенство в этом союзе перешло к Афинам, поэтому он получил название Первого Афи ...
Взгляд на опричнину В.О. Ключевского
Ключевский Василий Осипович (1841–1911) – известнейший русский историк, ученик С.М.Соловьева. С 1900 года академик, а с 1908 года почетный академик Петербургской Академии Наук. В 1905 году Ключевский участвовал в работе Комиссии по пересмотру законов о печати и в совещаниях (в Петергофе под председательством Николая II) по проекту учреж ...