Интересная история

Введение

В первой половине XVIII века продолжало возрастать торгово-транспортное значение Волги и городов Нижнего Поволжья, в том числе Саратова. Здесь пролегали караванные пути к Астрахани, а оттуда через Гурьев и Эмбу — в Хиву и Бухару. Оживленным был торг и с Персией. По сухопутным трактам через Саратов шла торговля с яицкими казаками. Через Саратов — Пензу, Саратов — Тамбов проходили пути, связывавшие Нижнее Поволжье с Москвой. Ежегодно в Саратове устраивались три ярмарки, на которых бойко торговали русскими и восточными товарами.

Необычайно возросло в первой половине XVIII века значение рыбного промысла. Места на Волге «под горами Девичьими», у «Змиева камня» (близ Вольска), около Увека, «иргизские воды» — издавна славились рыбными богатствами. На берегах Волги возникло множество дворцовых, монастырских и купеческих промысловых сел, слобод и ловецких ватаг. Торговля и рыбный промысел привлекли сюда предпринимателей, сезонных рабочих и постоянных поселенцев. Сдача рыбных угодий на откуп составляла доходнейшую статью казны.

Одно из первых мест в экономике Нижнего Поволжья занимала уже в то время разработка Эльтонского соляного месторождения. До миллиона пудов соли переправлялось через Саратов в разные города России. Добыча и продажа соли давала казне немалые доходы. В интересах развития соляного промысла правительство учредило в Саратове в 1747 году «соляное комиссариатство», ведавшее добычей и транспортировкой соли. Для соляного промысла требовались ломщики и возчики соли. Ломщики вербовались главным образом из беглых и беспаспортных. Условия жизни и труда на разработках соли были настолько тяжелыми, что кроме беглых, которым деваться было некуда, идти на эту работу никто не соглашался. Для возки соли от озера Эльтон до Саратова и Камышина, где были построены соляные амбары, правительство пригласило в край украинцев. Возчикам соли давалась земля для пастбищ, ссуды на обзаведение хозяйством, предоставлялись льготы по уплате податей и налогов и освобождение от рекрутчины. Через 20—30 лет по Левобережью, на дорогах от Эльтона к Саратову и Камышину, и по Правобережью, на дорогах от Саратова и Камышина к Тамбову и Воронежу, возникло свыше 100 украинских слобод и хуторов. Из них наиболее крупными были Николаевская и Покровская слободы.

«Теперь за Волгой, — писал академик Лепехин, посетивший Саратовский край в конце 60-х годов XVIII века, - всюду видны были беспрерывные обозы, взад и вперед идущие, и вся почти степь покрыта была пасущимися волами».[1]

Иной подход к оценке опричнины
В исторической науке сложилась традиция находить больше минусов, чем плюсов в оценке политики опричнины. И, возможно, они правы. Но некоторые историки предпочитают подходить к оценке этой реформы не так однозначно. Многие мнения сводятся к тому, что опричнина была введена исходя из благих намерений, а в её годы было совершенно ни мало п ...

Теории изучения. Правила многотеоретического ИЗУЧЕНИЯ
1. Многотеоретическое изучение истории направлено на самостоятельный научный поиск обучаемого, способного аргументированно и цельно отстаивать выбранную (свою) теорию и понимающего, а следовательно, и уважающего логику оппонента, придерживающегося другой теории. 2. Прошлое — историю — изучить “вообще” невозможно. Оно соткано из множест ...

Реформа Сервия Тулия
Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в середине VI века до н.э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримского государства. ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru