Интересная история

У истоков цензуры. Цензура в период образования Российского государства.
Страница 2

История » Цензура в России - прошлое и настоящее » У истоков цензуры. Цензура в период образования Российского государства.

В 1627 г. «за слог еретический и составы, обличавшиеся в книге», было сожжено «Учительное Евангелие» Кирилла Транквиллиона, запрещен Катехизис Лаврентия Зизания. Уже на следующий год стали из церквей изымать всю церковно-славянскую литературу «литов­ской печати», выпущенную типографиями Белоруссии и Украины. Эта же литература конфисковалась у частных лиц. С подозрением стали относиться даже к греческим книгам, издававшимся в за­падноевропейских типографиях.

Наконец, в XVII в. церковь обратила самое серьезное внима­ние на народные лубочные произведения. В 1674 г. выходит указ патриарха Иоакима, в котором рассказывается о том, что «многие торговые люди, резав на досках, печатают на бумаге листы икон свя­тых изображения, инии же велми неискусние и неумеющие иконного мастерства делают рези странно, и печатают на листах бумажных развращенно образ Спасителя нашего Иисуса Христа и пресвятые Бо­городицы, и небесных сил святых угодников Божиих, которые ни ма­лого подобия первообразных лиц являют», тем самым принося лицам изображаемых святых бесчестие. А народ покупает эти «печатные листы» и украшает ими свои дома не для почитания святых, а для «пригожества». Кроме того, идет торговля «печат­ными немецкими листами», изготовленными «еретиками Люте­рами и Кальвинами по своему их проклятому мнению, неистово и неправо». Патриарх напоминает, что «издревле заповедано и ут­верждено писати на досках, а не на листах». В указе запрещалось впредь изготовлять и продавать такие произведения, сами же «печатные листы» уничтожать, и кроме того взимать крупный штраф. В Со­борном постановлении 1684 г. повторяется запрет продавать у Спас­ских ворот в Москве «выписки из книг Божьего писания».

Все эти церковные гонения ереси и иноверия вызывали про­тест оппозиции и даже вооруженные восстания, как это про­изошло в Соловецком монастыре. Вся эта борьба сопровождалась распространением рукописных и печатных обличительных текстов, о чем свидетельствует указ, появившийся в 1681—1682 гг., запрещавший распространять лите­ратуру, содержавшую рассуждения на религиозные темы, хотя, несмотря на запреты, во время Московского восстания 1682 г. старообрядческая полемическая литература все равно распространялась.

К этому времени в центре России уже сложилась немалая чи­тательская аудитория, потреблявшая всю эту разнообразную лите­ратуру. В Москве середины XVII в. белое духовенство было грамот­ным на 100%, черное — более чем на 70%, как и купечество, дворянство — на 50%, посадские люди — на 20%, крестьяне, по­являвшиеся в столице, — не менее чем на 15% (данные А. П. Бог­данова). Потребности аудитории в литературе постоянно росли.

Управленческий аппарат российского государства также испы­тывал потребность в информации, поэтому в начале XVII в. в управленческой структуре появился тогда еще малозначимый Приказ книг печатного дела, затем Печатный двор. А с 1621 по 1701 г. выходила рукописная газета Русского госу­дарства «Куранты», дававшая возможность царю и его окружению получать свежую информацию из разных стран.

В любом случае, основное влияние на российское общество оказывала церковь, контролировавшая всю рукописную и печатную продукцию. Ранее созданные в Малороссии типографии тоже должны были получать разрешение на печать у Московского патриарха. Хотя, контролировать инфор-1 мационный поток тех лет было не так уж сложно, так как вплоть до начала XVIII в. в стране ежегодно выходили лишь 1-2 книги, носившие в основном религиозный и богослужебный характер.

Страницы: 1 2 3

Римская рабовладельческая республика
Историю Древнего Рим можно отчислять приблизительно с VIII или начала VII века до н.э. в это время начинает развиваться земледелие, скотоводство, позже строительное дело, ткачество и др. Население города составили две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, и их антагонисты—плебеи. Первые были полноправны ...

Развитие металлургии
Железо было единственным металлом, добываемым в границах Киевской Руси. Оно использовалось, главным образом, для изготовления оружия и разнообразных инструментов; можно сказать, что железо формировало костяк материальной культуры страны, как мирной, так и военной. Медь и олово привозили с Кавказа и из Малой Азии. Свинец поступал в основ ...

Русь перед татаро-монгольским нашествием. Княжества Руси к началу XIII в.
К началу XIII в. земли Руси простирались от Карпат на юго-западе и доходили до Урала на северо-востоке, от Белого моря и Ледовитого океана на севере до причерноморских степей на юге и мордовских, чувашских, марийских земель на юго-востоке. К началу XIII в. Русь более столетия жила в условиях раздробленности. Сложилось до полутора десят ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru