Интересная история

У истоков цензуры. Цензура в период образования Российского государства.
Страница 2

История » Цензура в России - прошлое и настоящее » У истоков цензуры. Цензура в период образования Российского государства.

В 1627 г. «за слог еретический и составы, обличавшиеся в книге», было сожжено «Учительное Евангелие» Кирилла Транквиллиона, запрещен Катехизис Лаврентия Зизания. Уже на следующий год стали из церквей изымать всю церковно-славянскую литературу «литов­ской печати», выпущенную типографиями Белоруссии и Украины. Эта же литература конфисковалась у частных лиц. С подозрением стали относиться даже к греческим книгам, издававшимся в за­падноевропейских типографиях.

Наконец, в XVII в. церковь обратила самое серьезное внима­ние на народные лубочные произведения. В 1674 г. выходит указ патриарха Иоакима, в котором рассказывается о том, что «многие торговые люди, резав на досках, печатают на бумаге листы икон свя­тых изображения, инии же велми неискусние и неумеющие иконного мастерства делают рези странно, и печатают на листах бумажных развращенно образ Спасителя нашего Иисуса Христа и пресвятые Бо­городицы, и небесных сил святых угодников Божиих, которые ни ма­лого подобия первообразных лиц являют», тем самым принося лицам изображаемых святых бесчестие. А народ покупает эти «печатные листы» и украшает ими свои дома не для почитания святых, а для «пригожества». Кроме того, идет торговля «печат­ными немецкими листами», изготовленными «еретиками Люте­рами и Кальвинами по своему их проклятому мнению, неистово и неправо». Патриарх напоминает, что «издревле заповедано и ут­верждено писати на досках, а не на листах». В указе запрещалось впредь изготовлять и продавать такие произведения, сами же «печатные листы» уничтожать, и кроме того взимать крупный штраф. В Со­борном постановлении 1684 г. повторяется запрет продавать у Спас­ских ворот в Москве «выписки из книг Божьего писания».

Все эти церковные гонения ереси и иноверия вызывали про­тест оппозиции и даже вооруженные восстания, как это про­изошло в Соловецком монастыре. Вся эта борьба сопровождалась распространением рукописных и печатных обличительных текстов, о чем свидетельствует указ, появившийся в 1681—1682 гг., запрещавший распространять лите­ратуру, содержавшую рассуждения на религиозные темы, хотя, несмотря на запреты, во время Московского восстания 1682 г. старообрядческая полемическая литература все равно распространялась.

К этому времени в центре России уже сложилась немалая чи­тательская аудитория, потреблявшая всю эту разнообразную лите­ратуру. В Москве середины XVII в. белое духовенство было грамот­ным на 100%, черное — более чем на 70%, как и купечество, дворянство — на 50%, посадские люди — на 20%, крестьяне, по­являвшиеся в столице, — не менее чем на 15% (данные А. П. Бог­данова). Потребности аудитории в литературе постоянно росли.

Управленческий аппарат российского государства также испы­тывал потребность в информации, поэтому в начале XVII в. в управленческой структуре появился тогда еще малозначимый Приказ книг печатного дела, затем Печатный двор. А с 1621 по 1701 г. выходила рукописная газета Русского госу­дарства «Куранты», дававшая возможность царю и его окружению получать свежую информацию из разных стран.

В любом случае, основное влияние на российское общество оказывала церковь, контролировавшая всю рукописную и печатную продукцию. Ранее созданные в Малороссии типографии тоже должны были получать разрешение на печать у Московского патриарха. Хотя, контролировать инфор-1 мационный поток тех лет было не так уж сложно, так как вплоть до начала XVIII в. в стране ежегодно выходили лишь 1-2 книги, носившие в основном религиозный и богослужебный характер.

Страницы: 1 2 3

Восточный кризис и русско-турецкая война 1877-1878 г.
В 70-х гг. XIX в. вновь обострился восточный вопрос. Разложение феодального строя в Османской империи сопровождалось усилением ее зависимости от западноевропейских стран. Проникновение капиталистических отношений сопровождалось усилением грубых форм феодальной эксплуатации, сочетавшихся с жестким национальным и религиозным гнетом балкан ...

Приложение 1.
И. Тоидзе "Родина-мать зовет!" "I want you U.S army enlist now" ("Я хочу, чтобы ты поступил на военную службу сейчас") "Am Ende steht der Sieg" ("А в конце победа!") Приложение 2. Кукрыниксы "Беспощадно разгромим и уничтожим врага" "Ein Volk, ein Reich, ein ...

Проект полевого Устава 1939 года.
«На всякое нападение врага СССР ответит сокрушающим ударом, всей мощью своих вооруженных сил. Если враг навяжет нам войну рабоче-крестьянская Красная Армия будет самой нападающей из всех когда либо нападавших армий. Войну мы будем вести наступательную, перенеся ее на территорию противника» /История ВОВ, т.1 стр. 441/. Нужно, чтобы эфф ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru