Девятое января был «политическим землетрясением» - началом русской революции.
На улицы 9 января вышло около 140 тыс. человек. Рабочие шли с женами и детьми, празднично одетые. Люди несли иконы, хоругви, кресты, царские портреты, бело-сине-красные национальные флаги. У костров грелись вооруженные солдаты. Но никто не хотел верить, что в рабочих будут стрелять. Царя в тот день в городе не было, но они надеялись, что государь приедет, что бы лично принять петицию из их рук.
Люди в процессиях пели молитвы, впереди двигались конные и пешие полицейские, расчищая идущим дорогу. Шествие напоминало крестный ход.
Вот одна из колонн натолкнулась на цепочку солдат, преграждавших ей путь к Зимнему дворцу. Все услышали пение рожка горниста, а вслед за этим раздались выстрелы. Упали на землю раненые и убитые . Один из полицейских офицеров, сопровождавших шествие, воскликнул: «Что вы делаете? Почему вы стреляете в религиозную процессию? Как вы смеете стрелять в портрет государя!?». Грянул новый залп, и на землю упал и этот офицер . Под выстрелами гордо стояли только люди, державшие образа и портреты. Г. Гапон рассказывал: «Старик Лаврентьев, нёсший царский портрет, был убит, а другой, взяв выпавший из его рук портрет, также был убит следующим залпом»6.
Такие сцены разыгрывались во многих местах города. Некоторые рабочие всё же проникли сквозь заслоны к Зимнему дворцу. Если в других районах города солдаты просто молча выполняли команды, то у Зимнего толпе удалось вступить с ними в споры. Однако скоро выстрелы прогремели и здесь. Так закончился день, который назвали «кровавым (или «красным») воскресеньем».
По официальным данным, погибли 130 человек и около 300 получили ранения.
По другим сведениям, число погибших достигало 200, раненых — 800 человек.
«Полиция отдала распоряжение не отдавать трупы родственникам, — писал жандармский генерал А. Герасимов. — Публичные похороны не были разрешены. В полной тайне, ночью, убитые были преданы погребению».
Г. Гапон с отчаянием воскликнул сразу после расстрела: «Нет больше Бога, нету больше царя».
Спустя несколько часов священник составил новое обращение к народу.
Николая II он называл теперь «зверем-царём». «Братья товарищи-рабочие, — писал Г. Гапон. — Невинная кровь всё-таки пролилась… Пули царских солдат… прострелили царский портрет и убили нашу веру в царя. Так отомстим же, братья, проклятому народом царю и всему его змеиному отродью, министрам, всем грабителям несчастной русской земли. Смерть им всем!»7 9 января 1905 года считается днем рождения первой русской революции.
Особенности формирования городской геральдики Енисейской губернии в XVIII –
начале XX в.
Гербы почти всех городов России своим происхождением связаны с эмблемами территорий и городских печатей. Первые печати Сибирского царства и острогов относятся к XVII веку. Печать Красноярского острога, например, представляла собой скачущего вправо «инрога». Здесь мифическое животное выступало символом воинской доблести, представляя собо ...
Революция 1905–1907 гг. в России и ее особенности
Расстрелом мирного шествия рабочих в Петербурге 8 января 1905 г. началась революция в России. По всей стране прокатилась волна протеста, но призыв партии большевиков к вооруженному восстанию не нашел тогда поддержки.
Высшей точкой развития революции стало декабрьское вооруженное восстание в 1905 г. После поражения восстания борьба рево ...
ПЕТР I ВЕЛИКИЙ (статья П. Н. Милюкова из «Энциклопедического словаря
Брокгауза и Ефрона», 1890 – 1907)
Петр I Алексеевич Великий — первый император всероссийский, родился 30 мая 1672 года, от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина А. С. Матвеева.
Вопреки легендарным рассказам Крекшина, обучение малолетнего Петра шло довольно медленно. Предание заставляет трехлетнего ребенка рапорт ...