В либеральном направлении
всемирно-исторической теории приоритет в изучении отдается личности, ее правам, дарованным природой, и, прежде всего, праву частной собственности. Основывается на сотрудничестве классов и незыблемости частной собственности. Направление в своем крайнем проявлении противопоставляет личность обществу, а само общество ассоциируют с государством. Согласно логике либерального направления в истории Советской России личность и общество – государство являются врагами. Направленность изучения в индивидуализм, настоящее, реальность личности. (Мировоззрение – личное счастье человека, живущего в обществе).
Либеральные историки (Н. Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др.) считают, что в 60-80-е гг. нарастает неэффективность тоталитарной системы, лишенной чрезвычайных стимулов развития и подсистемы страха. Понимание необходимости глубоких либеральных реформ в системе управления оказалось недостаточно для их практической реализации (реформы А.Н. Косыгина). За существующей системой управления стоял выросший и набравший силы класс управляющих, эгоистические интересы которого приобрели самодовлеющее значение. Огромное государство постепенно и непрерывно увеличивало объем промышленного производства. Природные ресурсы – нефть, золото – шли на оплату закупок сельскохозяйственной продукции. Создавалась иллюзия способности преодоления намечавшегося экономического кризиса за счет экстенсивных факторов развития. Лидеры государства сознательно отказывались от проведения либеральных реформ, усмотрев в событиях в Чехословакии (1968 г.) опасность для "реального социализма". В политической жизни страны утверждается "неосталинизм", то есть строжайший идеологический контроль и диктат, преследование любого инакомыслия, радикальное повышение роли Комитета государственной безопасности в обществе, сопоставимое только с ролью ЦК КПСС. Появляется диссидентское движение, нарастает общественная апатия и отказ власть имущих от идеологических принципов предшественников.
"Послебрежневский период" изрядно поубавил надежды на возможность "реформирования социализма". Андроповский коммунистический фундаментализм оказался непрочным, держался на страхе репрессий. Правление Черненко превратилось в пародию, в карикатуру и на Брежнева и на Андропова. Власть деградировала. В годы «застоя» режим стагнировал, а общество разваливалось. Тоталитарный режим, пройдя свой апогей, эволюционировал в направлении авторитаризма.
Технологическое направление
всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. (Мировоззрение – счастье человека, обусловленное прогрессом техники).
Историки технологического направления (В. А. Красильщиков и др.) 70-80-е годы трактуют как имитацию позднеиндустриальной модернизации. Не хватало ресурсов, которые во все больших масштабах направлялись в ВПК, распылялись капиталовложения, продолжался экстенсивный путь людей, обозначился социокультурный раскол в обществе – стала углубляться пропасть между столицами, крупными и малыми городами и деревней. Западный мир вступал тогда во второй этап НТР – информационную революцию, которую просмотрели тогдашние руководители страны. К возрождению гражданского общества в СССР, постепенному разложению тоталитарного режима вела логика модернизации, которую этот режим осуществлял, Радикально изменился уровень образования с умственным трудом. Завершался процесс урбанизации.
итоги Хельсинского совещания 1975 года и подписание заключительного акта о безопасности и сотрудничестве в европе
Всемирно-историческая теория
изучает общемировое развитие, прогресс человечества.
Материалистическое направление
всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Основывается на борьбе имущих и неимущих классов, ведущей к уничтожению частной собственности и созданию общественной собственности. Направленность изучения в будущее, строительство нового общества. (Мировоззрение – счастье общества и в нем человека).
Общественный строй
Краеугольным камнем неписаной римской конституции становится правило: люди не равны друг другу. Рабы не люди, а вещи.
Римское гражданство приобреталось, как правило, рождением от полноправных отца и матери. По достижении совершеннолетия римский юноша приводился на форум (площадь в Риме, где совершался суд) и записывался в соответствующ ...
Общественные движения в России в первой половине XIX в.
Поражение восстания декабристов и трагическое изъятие из активной общественно – политической жизни целого поколения образованнейших и честнейших людей стало национальной трагедией для страны, оказало огромное воздействие на ход дальнейших преобразований, на темпы эволюции Российского государства по общеевропейскому пути конституционного ...
Битва за Москву
После ликвидации Киевской группировки советских войск, блокировав Ленинград, противник продолжает наступление на Москву. Юго-Западный фронт после серьезных поражений в Белоруссии, под Смоленском после ряда контрударов по противнику 30-я армия Ракужино, практически все операции по ударам по противнику проводил непосредственно сам Г.Жуков ...