В либеральном направлении
всемирно-исторической теории приоритет в изучении отдается личности, ее правам, дарованным самой природой, и, прежде всего, праву частной собственности. Основывается на сотрудничестве классов и незыблемости частной собственности. Направленность изучения в индивидуализм, настоящее, реальность личности. (Мировоззрение – личное счастье человека, живущего в обществе).
Либеральные историки (Н. Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др.) на первый план выдвигают проблемы межгосударственной истории военного времени, не принимая во внимание марксистскую теорию о классах и классовой борьбе в мировом масштабе, исторической роли и задачи первого социалистического государства. На Западе всегда писали о роли Советского Союза в развязывании второй мировой войны и о его вступлении в войну уже в 1939 г., рассматривая такие события, как оккупация Восточной Польши, Прибалтики, части Румынии, советско-финскую войну как эпизоды начального этапа войны для Советского Союза. Вкладом в либеральную интерпретацию стали работы эмигранта В. Суворова (Резуна), который особо обратил внимание историков на такие вопросы, как роль советско-германского пакта 1939 г. о ненападении, как катализатора Второй мировой войны, подготовка Сталиным в 1940 – 1941 гг. наступательной войны против Германии, подготовка войны Советским Союзом как решающей фазы в реализации идеи мировой революции.
Либеральные историки обращают основное внимание на исторические факты, связанные с правами человека в СССР. Согласно заданности интерпретации никакая великая цель не может оправдать средства, необходимые для ее достижения.
Либерально-историческая логика опирается в основном на такие факты Российской истории периода войны, как: репрессии, депортации, количество и судьба военнопленных. Именно с раскрытия «белых пятен» в отношении государства к личности и началась перестройка в изучении истории Великой Отечественной войны. Были поставлены проблемы о «вине» СССР в развязывании войны, о цене Победы, о роли союзников СССР по Антигитлеровской коалиции в достижении общей победы над врагом. Проблема всемирно-исторического значения победы советского народа была заменена другой – итоги и уроки войны.
Технологическое направление
всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. (Мировоззрение – счастье человека, обусловленное прогрессом техники).
Историки технологического направления (В. А. Красильщиков, С. А. Нефедов и др.) считают, что во второй мировой войне, так же как и в первой, главную роль играл военно-технический фактор. Появление авиации и танков породили новую тактику «блицкрига»; это новое оружие оказалось в руках Германии и обеспечило ее победы на первом этапе войны. Однако Германия не сумела одержать окончательную победу; тактика танковых клиньев была заимствована Красной Армией, и «Третий рейх» был разгромлен.
Локально-историческая теория изучаетединство человека и территории, составляющие понятие локальная цивилизация. На территории России такой является Евразия. (Мировоззрение – счастье человека в его гармонии с природой, обеспечивающей здоровье, продление жизни).
Развитие металлургии
Железо было единственным металлом, добываемым в границах Киевской Руси. Оно использовалось, главным образом, для изготовления оружия и разнообразных инструментов; можно сказать, что железо формировало костяк материальной культуры страны, как мирной, так и военной. Медь и олово привозили с Кавказа и из Малой Азии. Свинец поступал в основ ...
Ход отечественной войны 1812 года
С января 1811 г. Наполеон начал серьезно задумываться о походе на Россию, когда ознакомился с новым русским таможенным тарифом. Этот тариф очень повышал пошлины на ввоз в Россию вин, шелковых и бархатных материй и других предметов роскоши. Наполеон протестовал против этого тарифа; ему ответили, что плачевное состояние русских финансов в ...
Типология тайных обществ
К началу XX в. в Китае существовало множество союзов, возникших в разные периоды и по различному поводу. В этой связи весьма любопытно высказывание французского журналиста Жана Рода, современника Синьхайской революции: «Большим обилием тайных обществ, - писал Род, - Небесная империя обязана тиранической власти законов, обычаев и обрядов ...