Интересная история

Теории изучения. Правила многотеоретического ИЗУЧЕНИЯ
Страница 2

История » История России » Теории изучения. Правила многотеоретического ИЗУЧЕНИЯ

15. При изложении событийного материала необходимо учитывать научную категорию — историческое движение (время и пространство):

а) научная категория историческое время не допускает “механического” переноса (копирования) представлений нашего исторического времени на прошлое историческое время;

б) научная категория историческое пространство не допускает “механического” переноса (смешивания) исторического пространства разных регионов.

16. Исторический документ только воспроизводит или помогает реконструировать исторический факт — истину. Только теория поясняет события — факты прошлого, отраженные в исторических источниках. Никакой документ прошлого не может дать оценку событиям Октября 1917 года в Петрограде. В материалистической теории изучения — это закономерная Великая Октябрьская социалистическая революция, а в либеральной — случайный вооруженный государственный переворот. Сам документ в различных теориях изучения получает различные объяснения.

Понятийный аппарат истории

(каждая из теорий изучения вводит свои специфические понятия, общепринятые наполняет своим смыслом)

Государство:

1) Французские просветители XVIII века: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др. считали, что в основе образования государства лежит общественный договор. Либеральное направление всемирно-исторической теории, основываясь на идеях великих гуманистов XVIII века, считает все образования народов, в том числе и древние, государствами. (Либеральное направление всемирно-исторической теории.

)

2) Государство — это политическая система, направленная на подавление одного класса другим. Отсюда, первым государством на территории Восточной Европы является Киевская Русь, а до нее были только племена и племенные союзы. (Материалистическое направление всемирно-исторической теории.

)

Классы:

1) Зарождение классов связано с возникновением частной собственности, отсюда уничтожение частной собственности означает ликвидацию классов. В мировой истории существовали классы: рабы — рабовладельцы, крепостные — феодалы, пролетарии — капиталисты. Это классы — антагонистические (непримиримые). (Материалистическое направление всемирно-исторической теории.

)

2) Классы — это большие группы людей, различающиеся по роли в системе организации общественного производства и, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы возникают при переходе к фабрично-заводскому, индустриальному обществу и исчезают, размываются со становлением постиндустриального общества. Это классы — неантагонистические (сотрудничающие). (Либеральное и технологическое направления всемирно-исторической теории.

)

СХЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ

№ 1. Что изучает наука история?

Объект изучения

История (прошлое) человечества

Субъект – предмет изучения

Происходит выделение человеком-историком главного, ведущего в жизни человечества (предмета изучения) и определение его в качестве основы исторического процесса, выбор из множества сторон жизни человечества главной стороны (предмета изучения) зависит от мировоззрения отдельных людей, разного понимания ими смысла жизни

№ 2. Научные категории истории

Движение Время

Факт Пространство

Теория

№ 3. Предмет изучения (алгоритм-матрица)

Многочисленные предметы изучения при систематизации для последующего анализаможно объединить в три принципиально несхожих предмета

Движение человека к Богу. Спасение Души

Общемировое развитие, прогресс человечества

Единство человека и среды его обитания

№ 4. Теории изучения

Теории изучения исторических фактов

Религиозно-историческая

(Движение человечества к Богу. Высшая ценность ¾ Душа)

Всемирио-историческая

(Общемировое развитие, прогресс человечества. Высшая ценность ¾ материальные блага)

Локально-историческая

(Единство человечества и среды его обитания. Высшая ценность ¾ гармония мироздания, сохранение и укрепление здоровья, продление жизни)

Страницы: 1 2 3 4

Приложения
Енисейская губерния 1851 Красноярский край 1999 Красноярск 1804 Красноярск 1851 Красноярск 1994 Красноярск 2004 Ачинск 1785 Ачинск 1982 Ачинский район 2004 Березовский район 2003 Бородино 1991 Емельяновский район 2004 Енисейск 1804 Енисейск 1998 Железногорск 2002 Заозерный 2001 Зеленогорск 2003 Игарка 1977 Игарка 2003 ...

Третья республика
Борьба за республику. Последствия войны 1870—1871 гг. продолжительное время сказывались на социально-экономическом и политическом положении Франции. Страна не досчиталась многих своих граждан, убитых на полях сражений. По мирному договору Германии передавались Эльзас и Лотарингия, а также выплачивалась контрибуция в размере 5 млрд. фран ...

Реформы Петра I
Всю государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода: 1695—1715 годы и 1715—1725. Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения Северной войны, проводились насильственным методом и ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru