15. При изложении событийного материала необходимо учитывать научную категорию — историческое движение (время и пространство):
а) научная категория историческое время не допускает “механического” переноса (копирования) представлений нашего исторического времени на прошлое историческое время;
б) научная категория историческое пространство не допускает “механического” переноса (смешивания) исторического пространства разных регионов.
16. Исторический документ только воспроизводит или помогает реконструировать исторический факт — истину. Только теория поясняет события — факты прошлого, отраженные в исторических источниках. Никакой документ прошлого не может дать оценку событиям Октября 1917 года в Петрограде. В материалистической теории изучения — это закономерная Великая Октябрьская социалистическая революция, а в либеральной — случайный вооруженный государственный переворот. Сам документ в различных теориях изучения получает различные объяснения.
Понятийный аппарат истории
(каждая из теорий изучения вводит свои специфические понятия, общепринятые наполняет своим смыслом)
Государство:
1) Французские просветители XVIII века: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др. считали, что в основе образования государства лежит общественный договор. Либеральное направление всемирно-исторической теории, основываясь на идеях великих гуманистов XVIII века, считает все образования народов, в том числе и древние, государствами. (Либеральное направление всемирно-исторической теории.
)
2) Государство — это политическая система, направленная на подавление одного класса другим. Отсюда, первым государством на территории Восточной Европы является Киевская Русь, а до нее были только племена и племенные союзы. (Материалистическое направление всемирно-исторической теории.
)
Классы:
1) Зарождение классов связано с возникновением частной собственности, отсюда уничтожение частной собственности означает ликвидацию классов. В мировой истории существовали классы: рабы — рабовладельцы, крепостные — феодалы, пролетарии — капиталисты. Это классы — антагонистические (непримиримые). (Материалистическое направление всемирно-исторической теории.
)
2) Классы — это большие группы людей, различающиеся по роли в системе организации общественного производства и, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы возникают при переходе к фабрично-заводскому, индустриальному обществу и исчезают, размываются со становлением постиндустриального общества. Это классы — неантагонистические (сотрудничающие). (Либеральное и технологическое направления всемирно-исторической теории.
)
СХЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
№ 1. Что изучает наука история?
Объект изучения |
История (прошлое) человечества |
Субъект – предмет изучения |
Происходит выделение человеком-историком главного, ведущего в жизни человечества (предмета изучения) и определение его в качестве основы исторического процесса, выбор из множества сторон жизни человечества главной стороны (предмета изучения) зависит от мировоззрения отдельных людей, разного понимания ими смысла жизни |
№ 2. Научные категории истории
Движение Время
Факт Пространство
Теория
№ 3. Предмет изучения (алгоритм-матрица)
Многочисленные предметы изучения при систематизации для последующего анализаможно объединить в три принципиально несхожих предмета |
Движение человека к Богу. Спасение Души |
Общемировое развитие, прогресс человечества | |
Единство человека и среды его обитания |
№ 4. Теории изучения
Теории изучения исторических фактов |
Религиозно-историческая (Движение человечества к Богу. Высшая ценность ¾ Душа) Всемирио-историческая (Общемировое развитие, прогресс человечества. Высшая ценность ¾ материальные блага) Локально-историческая (Единство человечества и среды его обитания. Высшая ценность ¾ гармония мироздания, сохранение и укрепление здоровья, продление жизни) |
Внешний
облик Петра
Уже на третий день, когда царём Алексеем Михайловичем было велено с царевича снять «меру», выяснилось, что младенец довольно крупный — 11 вершков (48,9 см) в длину и 3 вершка (13,3 см) в ширину[источник не указан 52 дня].
Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста — 200 см (6 ф ...
Биография М. И. Кутузова.
Михаил Кутузов (Голенищев-Кутузов) родился в дворянской семье, имевшей родовые корни на новгородской земле. Его отец, военный инженер, генерал-поручик и сенатор, оказал большое влияние на образование и воспитание сына. С детства Кутузов был одарен крепким сложением, соединяя пытливость, предприимчивость и резвость с задумчивостью и добр ...
Феномен опричнины в оценке Кобрина В.Б.
Кобрин Владимир Борисович (1930–1990) – известный историк, занимающийся изучением XVI – XVII вв., работал вместе с Зиминым. С 1989 года профессор Московского государственного историко-архивного института.
В.Б. Кобрин относится к тем историкам, которые считали опричнину реформой, которая была направлена на уничтожение остатков удельно-к ...