15. При изложении событийного материала необходимо учитывать научную категорию — историческое движение (время и пространство):
а) научная категория историческое время не допускает “механического” переноса (копирования) представлений нашего исторического времени на прошлое историческое время;
б) научная категория историческое пространство не допускает “механического” переноса (смешивания) исторического пространства разных регионов.
16. Исторический документ только воспроизводит или помогает реконструировать исторический факт — истину. Только теория поясняет события — факты прошлого, отраженные в исторических источниках. Никакой документ прошлого не может дать оценку событиям Октября 1917 года в Петрограде. В материалистической теории изучения — это закономерная Великая Октябрьская социалистическая революция, а в либеральной — случайный вооруженный государственный переворот. Сам документ в различных теориях изучения получает различные объяснения.
Понятийный аппарат истории
(каждая из теорий изучения вводит свои специфические понятия, общепринятые наполняет своим смыслом)
Государство:
1) Французские просветители XVIII века: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др. считали, что в основе образования государства лежит общественный договор. Либеральное направление всемирно-исторической теории, основываясь на идеях великих гуманистов XVIII века, считает все образования народов, в том числе и древние, государствами. (Либеральное направление всемирно-исторической теории.
)
2) Государство — это политическая система, направленная на подавление одного класса другим. Отсюда, первым государством на территории Восточной Европы является Киевская Русь, а до нее были только племена и племенные союзы. (Материалистическое направление всемирно-исторической теории.
)
Классы:
1) Зарождение классов связано с возникновением частной собственности, отсюда уничтожение частной собственности означает ликвидацию классов. В мировой истории существовали классы: рабы — рабовладельцы, крепостные — феодалы, пролетарии — капиталисты. Это классы — антагонистические (непримиримые). (Материалистическое направление всемирно-исторической теории.
)
2) Классы — это большие группы людей, различающиеся по роли в системе организации общественного производства и, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы возникают при переходе к фабрично-заводскому, индустриальному обществу и исчезают, размываются со становлением постиндустриального общества. Это классы — неантагонистические (сотрудничающие). (Либеральное и технологическое направления всемирно-исторической теории.
)
СХЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
№ 1. Что изучает наука история?
Объект изучения |
История (прошлое) человечества |
Субъект – предмет изучения |
Происходит выделение человеком-историком главного, ведущего в жизни человечества (предмета изучения) и определение его в качестве основы исторического процесса, выбор из множества сторон жизни человечества главной стороны (предмета изучения) зависит от мировоззрения отдельных людей, разного понимания ими смысла жизни |
№ 2. Научные категории истории
Движение Время
Факт Пространство
Теория
№ 3. Предмет изучения (алгоритм-матрица)
Многочисленные предметы изучения при систематизации для последующего анализаможно объединить в три принципиально несхожих предмета |
Движение человека к Богу. Спасение Души |
Общемировое развитие, прогресс человечества | |
Единство человека и среды его обитания |
№ 4. Теории изучения
Теории изучения исторических фактов |
Религиозно-историческая (Движение человечества к Богу. Высшая ценность ¾ Душа) Всемирио-историческая (Общемировое развитие, прогресс человечества. Высшая ценность ¾ материальные блага) Локально-историческая (Единство человечества и среды его обитания. Высшая ценность ¾ гармония мироздания, сохранение и укрепление здоровья, продление жизни) |
Использование плаката в учебной литературе по истории второй мировой войны
"Плакат— это тоже живопись, ноживопись, имеющая свои особенности: рисунок должен бросаться вглаза, приковывать ксебе внимание. Если позволительно такое сравнение, тоя бы сказал, что картина— это пропаганда, а плакат— агитация".
М.И. Калинин, 1943г.
Плакат - броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом ...
Эволюция Российского государства и общества в первой половине xix века1
В царствовании Александра I выделяют два периода: до войны с Наполеоном 1812—1814 гг. (период подготовки либеральных реформ) и после войны (период преобладания консервативных тенденций).
Павел I оставил после себя четверых сыновей: Александра, Константина, Николая и Михаила. Старший из них, Александр, вступил на престол; он был любимым ...
Актуальность, цели и задачи
В современном российском, постсоветском обществе на первый план выходит задача построения новой русской культуры. Старая, советская культура, как и политическая модель, подверглась серьезной критике, однако никаких альтернатив за двадцать лет предложено не было. В этой связи важно определить, что представляет собой культура, каковы ее о ...