Интересная история

Теории изучения. Правила многотеоретического ИЗУЧЕНИЯ
Страница 2

История » История России » Теории изучения. Правила многотеоретического ИЗУЧЕНИЯ

15. При изложении событийного материала необходимо учитывать научную категорию — историческое движение (время и пространство):

а) научная категория историческое время не допускает “механического” переноса (копирования) представлений нашего исторического времени на прошлое историческое время;

б) научная категория историческое пространство не допускает “механического” переноса (смешивания) исторического пространства разных регионов.

16. Исторический документ только воспроизводит или помогает реконструировать исторический факт — истину. Только теория поясняет события — факты прошлого, отраженные в исторических источниках. Никакой документ прошлого не может дать оценку событиям Октября 1917 года в Петрограде. В материалистической теории изучения — это закономерная Великая Октябрьская социалистическая революция, а в либеральной — случайный вооруженный государственный переворот. Сам документ в различных теориях изучения получает различные объяснения.

Понятийный аппарат истории

(каждая из теорий изучения вводит свои специфические понятия, общепринятые наполняет своим смыслом)

Государство:

1) Французские просветители XVIII века: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др. считали, что в основе образования государства лежит общественный договор. Либеральное направление всемирно-исторической теории, основываясь на идеях великих гуманистов XVIII века, считает все образования народов, в том числе и древние, государствами. (Либеральное направление всемирно-исторической теории.

)

2) Государство — это политическая система, направленная на подавление одного класса другим. Отсюда, первым государством на территории Восточной Европы является Киевская Русь, а до нее были только племена и племенные союзы. (Материалистическое направление всемирно-исторической теории.

)

Классы:

1) Зарождение классов связано с возникновением частной собственности, отсюда уничтожение частной собственности означает ликвидацию классов. В мировой истории существовали классы: рабы — рабовладельцы, крепостные — феодалы, пролетарии — капиталисты. Это классы — антагонистические (непримиримые). (Материалистическое направление всемирно-исторической теории.

)

2) Классы — это большие группы людей, различающиеся по роли в системе организации общественного производства и, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы возникают при переходе к фабрично-заводскому, индустриальному обществу и исчезают, размываются со становлением постиндустриального общества. Это классы — неантагонистические (сотрудничающие). (Либеральное и технологическое направления всемирно-исторической теории.

)

СХЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ

№ 1. Что изучает наука история?

Объект изучения

История (прошлое) человечества

Субъект – предмет изучения

Происходит выделение человеком-историком главного, ведущего в жизни человечества (предмета изучения) и определение его в качестве основы исторического процесса, выбор из множества сторон жизни человечества главной стороны (предмета изучения) зависит от мировоззрения отдельных людей, разного понимания ими смысла жизни

№ 2. Научные категории истории

Движение Время

Факт Пространство

Теория

№ 3. Предмет изучения (алгоритм-матрица)

Многочисленные предметы изучения при систематизации для последующего анализаможно объединить в три принципиально несхожих предмета

Движение человека к Богу. Спасение Души

Общемировое развитие, прогресс человечества

Единство человека и среды его обитания

№ 4. Теории изучения

Теории изучения исторических фактов

Религиозно-историческая

(Движение человечества к Богу. Высшая ценность ¾ Душа)

Всемирио-историческая

(Общемировое развитие, прогресс человечества. Высшая ценность ¾ материальные блага)

Локально-историческая

(Единство человечества и среды его обитания. Высшая ценность ¾ гармония мироздания, сохранение и укрепление здоровья, продление жизни)

Страницы: 1 2 3 4

Аграрные отношения
Установление власти османских султанов в Ираке сопровождалось не только перестройкой административной структуры, но и изменениями в аграрных отношениях, в системе налогообложения. При упорядочении поземельных отношений османские власти использовали старые кадастры, но в то же время провели по эйалетам новые переписи земель для лучшего у ...

Развитие торговли
Во второй половине XIX в. в связи с развитием торгового земледелия в губернии в широких масштабах развернулась торговля хлебом. С 1882 по 1884 год с пристаней отправлено вверх по Волге: из Хрящевки и Белого Яра – 4160 тыс. пудов, Балакова – 19273 тыс. пудов, Покровской слободы – 10812 тыс. пудов хлеба. Всего за три года с волжских прист ...

Побережье Алжира
Первое, что сделал Хейрэддин после унаследования имени и положения брата, — отправил послов в Константинополь для представления великому владыке его новой провинции и провозглашения себя смиренным вассалом Османской империи. Султан, только что присоединивший Египет, был рад увеличить свои новые владения и, в благодарность за подношение, ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru