15. При изложении событийного материала необходимо учитывать научную категорию — историческое движение (время и пространство):
а) научная категория историческое время не допускает “механического” переноса (копирования) представлений нашего исторического времени на прошлое историческое время;
б) научная категория историческое пространство не допускает “механического” переноса (смешивания) исторического пространства разных регионов.
16. Исторический документ только воспроизводит или помогает реконструировать исторический факт — истину. Только теория поясняет события — факты прошлого, отраженные в исторических источниках. Никакой документ прошлого не может дать оценку событиям Октября 1917 года в Петрограде. В материалистической теории изучения — это закономерная Великая Октябрьская социалистическая революция, а в либеральной — случайный вооруженный государственный переворот. Сам документ в различных теориях изучения получает различные объяснения.
Понятийный аппарат истории
(каждая из теорий изучения вводит свои специфические понятия, общепринятые наполняет своим смыслом)
Государство:
1) Французские просветители XVIII века: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др. считали, что в основе образования государства лежит общественный договор. Либеральное направление всемирно-исторической теории, основываясь на идеях великих гуманистов XVIII века, считает все образования народов, в том числе и древние, государствами. (Либеральное направление всемирно-исторической теории.
)
2) Государство — это политическая система, направленная на подавление одного класса другим. Отсюда, первым государством на территории Восточной Европы является Киевская Русь, а до нее были только племена и племенные союзы. (Материалистическое направление всемирно-исторической теории.
)
Классы:
1) Зарождение классов связано с возникновением частной собственности, отсюда уничтожение частной собственности означает ликвидацию классов. В мировой истории существовали классы: рабы — рабовладельцы, крепостные — феодалы, пролетарии — капиталисты. Это классы — антагонистические (непримиримые). (Материалистическое направление всемирно-исторической теории.
)
2) Классы — это большие группы людей, различающиеся по роли в системе организации общественного производства и, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы возникают при переходе к фабрично-заводскому, индустриальному обществу и исчезают, размываются со становлением постиндустриального общества. Это классы — неантагонистические (сотрудничающие). (Либеральное и технологическое направления всемирно-исторической теории.
)
СХЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
№ 1. Что изучает наука история?
Объект изучения |
История (прошлое) человечества |
Субъект – предмет изучения |
Происходит выделение человеком-историком главного, ведущего в жизни человечества (предмета изучения) и определение его в качестве основы исторического процесса, выбор из множества сторон жизни человечества главной стороны (предмета изучения) зависит от мировоззрения отдельных людей, разного понимания ими смысла жизни |
№ 2. Научные категории истории
Движение Время
Факт Пространство
Теория
№ 3. Предмет изучения (алгоритм-матрица)
Многочисленные предметы изучения при систематизации для последующего анализаможно объединить в три принципиально несхожих предмета |
Движение человека к Богу. Спасение Души |
Общемировое развитие, прогресс человечества | |
Единство человека и среды его обитания |
№ 4. Теории изучения
Теории изучения исторических фактов |
Религиозно-историческая (Движение человечества к Богу. Высшая ценность ¾ Душа) Всемирио-историческая (Общемировое развитие, прогресс человечества. Высшая ценность ¾ материальные блага) Локально-историческая (Единство человечества и среды его обитания. Высшая ценность ¾ гармония мироздания, сохранение и укрепление здоровья, продление жизни) |
Участие России в антинаполеоновских коалициях 1805-1807 гг.
Русско-шведская война 1808-1809 гг.
В 1803 – 1805 гг. международная обстановка в Европе резко обострилась. Началась полоса наполеоновских войн, в которых участвовали практически все европейские страны, в том числе и Россия. Революционные, национально-освободительные войны, которые вела ранее Франция против коалиции европейских держав, стремившихся восстановить на французс ...
Подготовка к восстанию.
19 ноября 1925 года, во время путешествий по стране, в далеком от Петербурга Таганроге неожиданно умер император Александр I. Известие об этом достигло столицы 27 ноября. В тот же день войска принесли присягу на верность Константину. Церемония прошла спокойно. Это было в порядке вещей: в глазах общества Константин – законный наследник, ...
Александр Македонский
АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ (Александр III Великий) (356, Пелла, Македония — 13 июня 323 до н. э., Вавилон), царь Македонии с 336 года, великий полководец, создатель крупнейшего государства древнего мира, сын Филиппа II Македонского. ...