Интересная история

Опричнина глазами Р.Г. Скрынникова
Страница 1

История » Оценка феномена опричнины » Опричнина глазами Р.Г. Скрынникова

Скрынников Руслан Григорьевич (1931 г.р.) – выдающийся историк 20 века, с 1973 года профессор Санкт-Петербургского университета, автор нескольких десятков научных работ. Большая часть из них посвящена ключевым проблемам, драматическим событиям истории Московского царства. Это – «Иван Грозный», «Борис Годунов», «Минин и Пожарский», «Святители и власти», трилогия «Царство террора» и др. Книги Р.Г. Скрынникова издавались в США и Германии, Японии и Китае, Италии и Польше.

Руслан Григорьевич считает, что опричнина – это не очередной кровавый каприз психически неуравновешенного Ивана Грозного, а продуманная реформа, направленная на укрепление власти царя путем уменьшения политического влияния боярского и княжеского сословий.

Историк указывает на то, что если бы для Ивана IV это была очередная прихоть расправиться с кучкой не угодных ему лиц, он мог бы это сделать, не прибегая к дорогостоящей опричной затее, так как организация опричных владений, особого опричного правительства и войска, размежевание земель потребовали огромных расходов.

Для того чтобы обосновать свою точку зрения, Руслан Григорьевич в своих трудах внимательно рассматривает преследования царем бояр и князей различных династий и их последствия. В исследованиях он использует такую летопись как летописный отчет об учреждении опричнины, разрядные записи, писцовые книги Казанского края и другие. Эти источники противоречат друг другу в позиции количества бояр и князей, попавших в опалу.

В летописном отчете об учреждении опричнины перечислено всего несколько бояр, подвергшихся преследованиям и казням. В конце отчета официальный летописец кратко и невразумительно упомянул о том, что царь опалился (прогневался) на неких своих дворян, а «иных» велел сослать «в вотчину свою в Казань на житье с женами и детьми». Разрядные записи говорят об этом эпизоде значительно определеннее: в 1565 г. «послал государь в своей государево опале князей Ярославских и Ростовских и иных многих князей и дворян и детей боярских в Казань на житье .». Скрытников доверяет больше разрядным записям, опасаясь, что официальный московский летописец крайне тенденциозно описал первые опричные деяния и что за мимоходом брошенным замечанием о казанской ссылке, возможно, скрыты важные и не известные ранее факты, так как летопись была взята из земщины в опричнину и, вероятно, подверглась там редактированию.

Для того чтобы глубже изучить вопрос ссылок в Казань историк обращается к писцовым книгам Казанского края. Эти книги помечены датой 1565 год, годом учреждения опричнины. Эти книги точные, юридически зафиксированные данные о передаче земли опальным. Все ссыльные названы здесь по именам.

На тот период Казанский край был восточной окраиной Русского государства. Поэтому Иван Грозный и использовал Казань для ссылки.

Первая ссылка носила патриархальный характер. Ссыльные дворяне, лишившиеся своих родовых земель, стали мелкими помещиками Казанского края. Крохотные казанские поместья не компенсировали им даже малой доли конфискованных у них земельных богатств. Их ссылка в Казань означала не только смену статуса их земельной собственности, но и решительные изменения их места на лестнице сословной иерархии.

В середине XVI в. более 280 представителей Княжества Владимиро-Суздальской земли (Нижегородско-Суздальское, Ярославское, Ростовское и др.) заседали в Боярской думе или служили по особым княжеским и дворовым спискам. Процесс дробления княжеских вотчин в XV – XVI вв. неизбежно привел к тому, что многие из них покинули пределы своих княжеств и перешли на поместья в другие уезды. Однако значительная часть потомков местных династий Северо-Восточной Руси продолжала сидеть крупными гнездами в районе Суздаля, Ярославля и Стародуба, удерживая в своих руках крупные земельные богатства. Суздальская знать была сильна не только своим количеством и вотчинами, но и тем, что в силу древней традиции она сохранила многообразные и прочные связи с массой местного дворянства, некогда вассального по отношению к местным династиям. Суздальская знать гордилась своим родством с правящей московской династией: все вместе они вели свое происхождение от владимирского великого князя Всеволода Большое Гнездо.

Потомки местных династий Северо-Восточной Руси не забыли своего былого величия. В их среде сохранился наибольший запас политических настроений и традиций того времени, когда на Руси царили порядки феодальной раздробленности, и им принадлежало безраздельное политическое господство. Исторический парадокс, по мнению историка, состоял в том, что русская монархия, подчинив обширные земли и княжества, стала пленницей перебравшейся в Москву аристократии. Русское «самодержавие» конца XV – XVI в. было на деле ограниченной монархией с Боярской думой и боярской аристократией. Скрынников пишет о том, что «так как именно суздальская аристократия ограничивала власть московского самодержца в наибольшей мере, Иван Грозный, задумав ввести свое неограниченное правление, нанес удар суздальской знати». Последствиями этого удара были выселения из Суздаля большего числа сторонников самого знатного рода Горбатых-Суздальских. А сам род князей был искоренен.

Страницы: 1 2

Китай
После захвата Индокитая французская экспансия на Дальнем Востоке развивается в направлении Срединной империи, и прежде всего ее южных провинций, граничащих с Тонкином. В стремлении «занять место» в Китае Франция столкнулась не только со ставшим уже традиционным английским соперничеством, но и с захватническими устремлениями Японии. К фр ...

Россия накануне гражданской войны. Внутренняя и внешняя политические обстановки в России накануне гражданской войны
Около 3 часов дня 25 октября (7 ноября) на экстренном заседании Петросовета Владимир Ильич Ленин заявил: «Рабочая и крестьянская революция свершилась». Начинался новый этап в развитии Российского государства – этап власти Советов и диктатуры пролетариата. Строительство новой государственной машины было сложным делом. Трудящиеся не имел ...

Традиционная интерпретация
Изучив основной материал, относящийся к интересующему нас периоду, мы можем перейти к анализу и построению некоторых историко-культурных реконструкций. Для начала следует рассмотреть традиционную точку зрения исследователей. Исследования пластики трипольской культуры началось уже в XIX веке, с XI археологического съезда в Киеве, на кот ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru