Интересная история

Социально-экономическое и политическое развитие страны в пореформенный период (60–80 – е гг. XIX в)
Страница 1

История » Страницы истории Отечества » Социально-экономическое и политическое развитие страны в пореформенный период (60–80 – е гг. XIX в)

В пореформенный период в России был начат масштабный переход к индустриальному обществу в целом того же типа, который сложился в странах Западной Европы.

Основная черта пореформенной эволюции сельского хозяйства у России проявлялась в том, что оно принимало все более торговый, предпринимательский характер. Содержанием и показателем этого процесса стало превращение земледелия в товарное производство, где товаром становились не только продукты земледелия, но и земля и рабочая сила, а также четкое определение и углубление специализации районов страны (выделялись регионы, специализирующиеся на производстве товарного зерна, льна, мяса, молока, свеклы и т.д.).

Возрастал объем товарной продукции. Вывоз зерновых в 1870 г. составлял 168,4 млн. пудов, а в 1876–1881 гг. ежегодно вывозилось 287 млн. пудов, т.е. почти в 3 раза больше, чем в 1860 г. Этому способствовало увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции. За 60–90‑е гг. XIX в. средняя урожайность хлебов с одной десятины возросла с 29 до 39 пудов (с 5 до 7 ц), а среднегодовой сбор хлебов – с 1,9 млрд. до 3,3 млрд. пудов (с 31,2 млн. до 54,1 млн. тонн). В расчете на одну душу обоего пола в 60‑х гг. в среднем собиралось 20 пудов, а в 90‑х гг. – около 25 пудов хлебов. Несмотря на абсолютный и относительный (в расчете на душу населения) рост сбора зерна, темпы его были недостаточны. Увеличение производства происходило в основном не за счет интенсификации земледелия, а за счет расширения посевных площадей. Более быстрыми темпами возрастало производство технических культур. Медленным был рост животноводства

В России и после реформы продолжалась борьба двух («американского» и «прусского») путей развития сельского хозяйства Победа «американского» пути могла произойти в стране лишь в результате революции. Предпочтение было отдано «прусскому» пути.

После падения крепостного права Россия вступила в новую историческую эпоху – в период промышленного капитализма. К 80‑м годам XIX в. завершился в основном промышленный переворот, начатый еще в 30–40‑е гг. Промышленный облик страны определяла легкая промышленность, ведущую роль в которой занимала текстильная. Важнейшей отраслью промышленности была горнодобывающая, которая в первые пореформенные десятилетия сосредотачивалась в основном на Урале. Тогда же возникли новые отрасли промышленности – угольная, нефтедобывающая, химическая, машиностроение.

Общий объем промышленного производства в России в 60–90-е гг. увеличился в 8 раз. С 1860 по 1895 гг. выплавка чугуна возросла с 20,5 млн. до 88,7 млн. пудов, каменного угля – с 18,3 млн. до 555,5 млн., нефти – с 500 тыс. до 377 млн. пудов. Крупными центрами транспортного машиностроения (паровозов, вагонов и пароходов) стали Сормово и Коломна, центрами сельскохозяйственного машиностроения – Одесса, Харьков, Бердянск, Александровск, Елизаветград.

Как важную черту промышленного развития России следует подчеркнуть высокий уровень концентрации производства. В этом отношении Россия превосходила самые развитые страны Запада. Однако в общем объеме промышленного производства страны значительною роль играла не только средняя, но и мелкая промышленность.

Огромное значение в индустриализации России имело развитие транспорта, главным образом железнодорожного. Если в 1861 г. в стране насчитывалось 1,5 тыс. км. железных дорог, то к началу 80‑х г. их сеть составляла уже 22 тыс. км.

В связи с постройкой железных дорог резко упало значение гужевого транспорта, что сказалось на темпах строительства шоссейных дорог. Если с 1800 по 1861 гг. в России построили 8882 версты шоссейных дорог, то с 1861 по 1890 гг. – всего 5552 версты.

Большое развитие получил паровой водный транспорт. В 1860 г. в России насчитывалось 399 речных пароходов, в 1895 г. – 2539. В 70‑х гг. открылось пароходное сообщение на реке Белой. Развивалось морское пароходство.

Модернизировался внутригородской транспорт. Уже в начале 60‑х гг. с извозчиками Петербурга начала конкурировать» конка», а первый трамвай в России прошел по улицам г. Киева в 1892 г.

Бурно развивались средства связи. Если в 1852 г. существовала только одна телеграфная линия общественного пользования, соединявшая Москву и Петербург, то к началу 70‑х гг. телеграфной сетью были охвачены практически все губернские города. В 1882 г. были открыты телефонные линии в Петербурге, Москве, Одессе и Риге и первая междугородная телефонная линия Петербург – Гатчина.

Одной из важнейших особенностей социально-экономического строя пореформенной России являлось сочетание развитой капиталистической промышленности и отсталой деревни

Страницы: 1 2 3

Расцвет империи
Эпоха расцвета Османской империи — это период от воцарения Мехмеда II (1451) до конца правления Сулеймана Великолепного (1566). На протяжении ста лет турецкое владычество распространилось на всю балканскую Европу, на часть Центральной Европы, на арабский Ближний Восток и на Северную Африку, за исключением Марокко. Этот период отмечен та ...

Община у франков
Ко времени записи «Салической правды» у франков еще сохранялась большая семья (состоявшая из нескольких семей неразделенных братьев). Члены большой семьи совместно вели хозяйство и владели движимой и недвижимой собственностью. Несколько близких в родственном отношении домохозяйств составляли поселение — земледельческую общину. Однако у ...

Завоевания Карла Великого
Наибольшего могущества Франкское государство достигло при Карле Великом (768—814). Это был выдающийся полководец и государственный деятель; ставший позже героем легенд, сказаний и песен. По описанию его биографа, крупного ученого того времени Эйнгарда, Карл Великий был прост в обращении и одевался в обычную одежду франкского воина. Он о ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru