Интересная история

Социально-экономическое и политическое развитие страны в пореформенный период (60–80 – е гг. XIX в)
Страница 1

История » Страницы истории Отечества » Социально-экономическое и политическое развитие страны в пореформенный период (60–80 – е гг. XIX в)

В пореформенный период в России был начат масштабный переход к индустриальному обществу в целом того же типа, который сложился в странах Западной Европы.

Основная черта пореформенной эволюции сельского хозяйства у России проявлялась в том, что оно принимало все более торговый, предпринимательский характер. Содержанием и показателем этого процесса стало превращение земледелия в товарное производство, где товаром становились не только продукты земледелия, но и земля и рабочая сила, а также четкое определение и углубление специализации районов страны (выделялись регионы, специализирующиеся на производстве товарного зерна, льна, мяса, молока, свеклы и т.д.).

Возрастал объем товарной продукции. Вывоз зерновых в 1870 г. составлял 168,4 млн. пудов, а в 1876–1881 гг. ежегодно вывозилось 287 млн. пудов, т.е. почти в 3 раза больше, чем в 1860 г. Этому способствовало увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции. За 60–90‑е гг. XIX в. средняя урожайность хлебов с одной десятины возросла с 29 до 39 пудов (с 5 до 7 ц), а среднегодовой сбор хлебов – с 1,9 млрд. до 3,3 млрд. пудов (с 31,2 млн. до 54,1 млн. тонн). В расчете на одну душу обоего пола в 60‑х гг. в среднем собиралось 20 пудов, а в 90‑х гг. – около 25 пудов хлебов. Несмотря на абсолютный и относительный (в расчете на душу населения) рост сбора зерна, темпы его были недостаточны. Увеличение производства происходило в основном не за счет интенсификации земледелия, а за счет расширения посевных площадей. Более быстрыми темпами возрастало производство технических культур. Медленным был рост животноводства

В России и после реформы продолжалась борьба двух («американского» и «прусского») путей развития сельского хозяйства Победа «американского» пути могла произойти в стране лишь в результате революции. Предпочтение было отдано «прусскому» пути.

После падения крепостного права Россия вступила в новую историческую эпоху – в период промышленного капитализма. К 80‑м годам XIX в. завершился в основном промышленный переворот, начатый еще в 30–40‑е гг. Промышленный облик страны определяла легкая промышленность, ведущую роль в которой занимала текстильная. Важнейшей отраслью промышленности была горнодобывающая, которая в первые пореформенные десятилетия сосредотачивалась в основном на Урале. Тогда же возникли новые отрасли промышленности – угольная, нефтедобывающая, химическая, машиностроение.

Общий объем промышленного производства в России в 60–90-е гг. увеличился в 8 раз. С 1860 по 1895 гг. выплавка чугуна возросла с 20,5 млн. до 88,7 млн. пудов, каменного угля – с 18,3 млн. до 555,5 млн., нефти – с 500 тыс. до 377 млн. пудов. Крупными центрами транспортного машиностроения (паровозов, вагонов и пароходов) стали Сормово и Коломна, центрами сельскохозяйственного машиностроения – Одесса, Харьков, Бердянск, Александровск, Елизаветград.

Как важную черту промышленного развития России следует подчеркнуть высокий уровень концентрации производства. В этом отношении Россия превосходила самые развитые страны Запада. Однако в общем объеме промышленного производства страны значительною роль играла не только средняя, но и мелкая промышленность.

Огромное значение в индустриализации России имело развитие транспорта, главным образом железнодорожного. Если в 1861 г. в стране насчитывалось 1,5 тыс. км. железных дорог, то к началу 80‑х г. их сеть составляла уже 22 тыс. км.

В связи с постройкой железных дорог резко упало значение гужевого транспорта, что сказалось на темпах строительства шоссейных дорог. Если с 1800 по 1861 гг. в России построили 8882 версты шоссейных дорог, то с 1861 по 1890 гг. – всего 5552 версты.

Большое развитие получил паровой водный транспорт. В 1860 г. в России насчитывалось 399 речных пароходов, в 1895 г. – 2539. В 70‑х гг. открылось пароходное сообщение на реке Белой. Развивалось морское пароходство.

Модернизировался внутригородской транспорт. Уже в начале 60‑х гг. с извозчиками Петербурга начала конкурировать» конка», а первый трамвай в России прошел по улицам г. Киева в 1892 г.

Бурно развивались средства связи. Если в 1852 г. существовала только одна телеграфная линия общественного пользования, соединявшая Москву и Петербург, то к началу 70‑х гг. телеграфной сетью были охвачены практически все губернские города. В 1882 г. были открыты телефонные линии в Петербурге, Москве, Одессе и Риге и первая междугородная телефонная линия Петербург – Гатчина.

Одной из важнейших особенностей социально-экономического строя пореформенной России являлось сочетание развитой капиталистической промышленности и отсталой деревни

Страницы: 1 2 3

Киевская Русь (xi—xii вв.) и Удельная Русь (xii—xiii вв.)1
На территории Восточной Европы более двух веков существовало сильное государство Киевская Русь. Начальный период образования государства нашел отражение только в летописях. Они писались, переписывались и дописывались в разное время, так что некоторые сюжеты истории выглядят как легенды. Согласно «Повести временных лет» (начало XII века ...

«Красные пики»
В начале XX в. широкое распространение в Китае получили тайные общества. Являясь одним из элементов традиционной социальной структуры, они возникали лишь в наиболее острые моменты исторического развития и представляли собой своеобразную реакцию населения на изменяющиеся условия жизни, когда происходила ломка традиционных отношений, жизн ...

Государственный аппарат
Верховный орган Афин – Народное собрание (экклесия). Право участия в народном собрании имели все полноправные граждане, достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от имущественного положения[9]. Народное собрание не только принимало законы, но решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, выслушивало отчеты магистратов по о ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru