В связи с переходом башкир в военно – казачье сословие принимались меры по переводу их к оседлости и земледелию. Принудительный перевод башкир к оседлости наиболее активно стал осуществляться с 30‑х гг.XIX в.
Жителям кантонов раздавались семена и приказывалось «заниматься хлебопашеством «. По решению губернской администрации башкирские деревни перестраивались по русскому образцу.
В целом мероприятия царских властей по переводу полукочевых башкир к оседлости и земледелию, хотя и проводились административно-бюрократическими, порою очень грубыми методами, имели прогрессивное значение, способствуя распространению земледелия и оседлого быта.
В первой половине XIX в. промышленность Башкирии, как и Российской империи в целом, переживала глубокий кризис. Почти полностью прекратилось строительство новых предприятий, закрылся ряд старых заводов. Некоторое оживление в металлургии началось в конце 30‑х и в 40‑х годах. Тормозящая роль феодально-крепостнического строя сказывалось и на фабрично-заводской промышленности, лесных промыслах.
Продолжалась качественная перестройка многих компонентов общественного строя башкир в направлении их приближения к социальным организациям феодальной России. Основное содержание перестройки заключалось прежде всего в разложении традиционных (по форме родоплеменных) земельных вотчин на территориальные земельные общины сельского типа. Однако перестройка шла медленно, крайне противоречиво.
Организация кантонной службы башкир и кантонной системы управления ускорила эволюцию социально-классовой структуры башкирского общества: старая (по происхождению родоплеменная) аристократия башкирского общества изжила себя или частью была уничтожена. На смену ей пришла создаваемая и поддерживаемая царизмом социально-классовая группа, которая складывалась как из переориентировавшихся на царизм представителей старой аристократии, так и за счет новой бюрократии, кантонного офмцерства, верного царизму, а также прослойки башкирских богатеев.
Из выходцев социальной верхушки, мусульманского духовенства начинает складываться немногочисленная башкирская интеллигенция (поэты, писатели), в мировоззрении которой, кроме идей просветительства, прослеживается тенденция к осмыслению социально – исторических судеб башкирского народа.
В первой половине XIX в. под влиянием передовой русской культуры продвинулась вперед и культура народов Башкирии. В крае функционировали общеобразовательные, военные, горнозаводские школы. В 1828 г. в Уфе была открыта гимназия с семилетним курсом обучения, где в 1846/47 учебном году обучалось 225 человек. В гимназии преподавались латинский, немецкий и французский языки, словесность, логика, математика, статистика, история, физика и др. Однако образование было доступно только представителям национальной феодальной верхушки.
Широкое развитие получило башкирское устное народное творчество, особенно его песенный жанр. Прогрессивные русские писатели создали немало произведений о Башкирии. В 30‑х годах в Уфе начали ставить любительские спектакли, в 1841–1843 гг. выступила первая профессиональная труппа.
Таким образом, начавшийся промышленный переворот в России приводил к большим изменениям в структуре промышленности и ее техническом оснащении. Но в условиях нашей страны он затягивался на длительное время. Социально-экономические процессы в Башкирии, хотя и медленно, разлагали родоплеменные отношения, приближая общественный строй башкир к социальной организации страны. Эти процессы стали ускоряться с введением кантонной системы управления.
Результаты НЭПа, причины его свертывания
Говоря о результатах новой экономической политики, можно отметить, что они способствовали стабилизации экономики, росту производственных показателей. Уже осенью 1922 года прекратился голод. К середине 20-х годов предприятия легкой и тяжелой промышленности в основном восстановили довоенный объем производства. Улучшились экономические пок ...
Письмо Петра I к матери Наталье Кирилловне
В Преображенском, против дворца, на берегу Яузы был построен «потешный городок». При постройке крепости Пётр сам деятельно работал, помогал рубить бревна, устанавливать пушки. Здесь же расквартировывался созданный Петром «Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор» — пародия на Православную Церковь. Сама крепость была названа Пре ...
Экономические реформы в деревне
Реформа хозяйственной системы в китайской деревне была объявлена самой первой, началась и закончилась, в целом, раньше других, создала предпосылки для начала и определения направлений реформ в других сферах социально-экономической структуры КНР. Она же, возможно, определила и хозяйственно-производственную радикальность, дух китайских ре ...