В эпоху Екатерины II впервые ставится задача насаждения в
стране общего образования, было положено начало женскому школьному образованию. В 1764 г. учреждается Смольный институт. Начинается научная работа в области русской истории, широко издается литература. Только за 1786–1790 гг. было издано 1700 книг.
Время Екатерины было временем пробуждения научных, литературных и философских интересов в русском обществе, временем зарождения интеллигенции. Среди писателей наиболее выдающимися были поэт Державин и сатирик Фонвизин. В общественной мысли наибольшим влиянием пользовались идеи француского просветительства. Некоторое влияние в обществе получило масонство с его проповедью нравственного совершенствования.
Екатерина ввела новое областное деление: вместо 20 обширных губерний теперь вся империя была разделена на 50 губерний. В каждой из них насчитывалось 300–400 тыс. человек. В свою очередь губернии подразделялись на уезды с населением в 20–30 тыс. человек. Главным учреждением в системе губернской администрации являлось губернское правление с губернатором или наместником во главе. Все губернские учреждения и войска были подчинены единоличной власти генерал-губернатора – доверенного лица императрицы. Уездным органом губернского управления был нижний земский суд под председательством исправника или капитана.
Высшим губернским судебным органом были две палаты: палата уголовных дел и палата гражданских дел. Это были судебные места для всех сословий. Ниже стояли сословные суды: верхний земский суд для дворянства, губернский магистрат для купечества и мещанства и верхняя расправа для свободных сельских обывателей.
В жалованной грамоте дворянству завещано было корпоративное устройство сословия: сверх уездных дворянских собраний теперь возникли губернские дворянские собрания. По этой грамоте дворяне освобождались от обязательной службы и личных податей.
Точно так же получили окончательное устройство и городские состояния. Рядом с магистратом возникают городские, полицейско-хозяйственные учреждения. Городское население было разделено на шесть разрядов или классов. Они различались или происхождением, или размером капитала. Городские состояния получили сословное самоуправление и сословный суд. Все органы городского самоуправления были поставлены под контроль местной администрации.
Таким образом, при Екатерине II продолжается общая тенденция роста социальной поляризации и обособления основных социальных слоев. Если в Московском государстве дворянство было лишь орудием управления – обязательно служило, то в первой половине XVIII в. оно продолжало обязательно служить в центре и едва начинало править в провинции. Во второй половине века это сословие перестало обязательно служить в центре и с 1775 г., окончательно взяв в свои руки местное управление, начало править в провинции.
Культура и образование
Кроме политической и экономической целей, иностранная колонизация преследовала и культурные цели, которые заключались в том, чтобы создавать наглядные примеры иного сельского быта и иного хозяйствования, чем те, которые имели место в России в то время. Поэтому правительство вначале было заинтересовано в изолированной жизни колонистов, ч ...
Образы вождей
Благодаря плакату государства стали олицетворяться собликом своих вождей. Полные гневного разоблачения сатирические образы Гитлера и Сталина стали одними из важнейших средств агитации и пропаганды в арсенале противников. Высмеивание вождей превратилось непросто в злую пародию на полный пафоса официальный образ, а в кощунственное издеват ...
Общественные движения в России в первой половине XIX в.
Поражение восстания декабристов и трагическое изъятие из активной общественно – политической жизни целого поколения образованнейших и честнейших людей стало национальной трагедией для страны, оказало огромное воздействие на ход дальнейших преобразований, на темпы эволюции Российского государства по общеевропейскому пути конституционного ...