В эпоху Екатерины II впервые ставится задача насаждения в
стране общего образования, было положено начало женскому школьному образованию. В 1764 г. учреждается Смольный институт. Начинается научная работа в области русской истории, широко издается литература. Только за 1786–1790 гг. было издано 1700 книг.
Время Екатерины было временем пробуждения научных, литературных и философских интересов в русском обществе, временем зарождения интеллигенции. Среди писателей наиболее выдающимися были поэт Державин и сатирик Фонвизин. В общественной мысли наибольшим влиянием пользовались идеи француского просветительства. Некоторое влияние в обществе получило масонство с его проповедью нравственного совершенствования.
Екатерина ввела новое областное деление: вместо 20 обширных губерний теперь вся империя была разделена на 50 губерний. В каждой из них насчитывалось 300–400 тыс. человек. В свою очередь губернии подразделялись на уезды с населением в 20–30 тыс. человек. Главным учреждением в системе губернской администрации являлось губернское правление с губернатором или наместником во главе. Все губернские учреждения и войска были подчинены единоличной власти генерал-губернатора – доверенного лица императрицы. Уездным органом губернского управления был нижний земский суд под председательством исправника или капитана.
Высшим губернским судебным органом были две палаты: палата уголовных дел и палата гражданских дел. Это были судебные места для всех сословий. Ниже стояли сословные суды: верхний земский суд для дворянства, губернский магистрат для купечества и мещанства и верхняя расправа для свободных сельских обывателей.
В жалованной грамоте дворянству завещано было корпоративное устройство сословия: сверх уездных дворянских собраний теперь возникли губернские дворянские собрания. По этой грамоте дворяне освобождались от обязательной службы и личных податей.
Точно так же получили окончательное устройство и городские состояния. Рядом с магистратом возникают городские, полицейско-хозяйственные учреждения. Городское население было разделено на шесть разрядов или классов. Они различались или происхождением, или размером капитала. Городские состояния получили сословное самоуправление и сословный суд. Все органы городского самоуправления были поставлены под контроль местной администрации.
Таким образом, при Екатерине II продолжается общая тенденция роста социальной поляризации и обособления основных социальных слоев. Если в Московском государстве дворянство было лишь орудием управления – обязательно служило, то в первой половине XVIII в. оно продолжало обязательно служить в центре и едва начинало править в провинции. Во второй половине века это сословие перестало обязательно служить в центре и с 1775 г., окончательно взяв в свои руки местное управление, начало править в провинции.
Итоги и последствия отечественной войны 1812 года
Наполеоновское нашествие было огромным бедствием для России. Были полностью разрушены многие города, в огне московского пожара навеки исчезли многие драгоценные реликвии прошлого. Громадный ущерб был нанесен промышленности и сельскому хозяйству. Впоследствии Московская губерния быстро оправилась от опустошения, а в Смоленской и Псковско ...
Начало
экспансии России. 1690—1699
Приоритетом деятельности Петра I в первые годы единовластия было продолжение войны с Крымом. С XVI века Московская Русь вела борьбу с крымскими и ногайскими татарами за обладание обширными прибрежными землями Чёрного и Азовского морей. В ходе этой борьбы Россия столкнулась с Османской империей, покровительствующей татарам. Одним из опор ...
Цели и задачи военной истории, ее предмет и содержание
Военная история как совокупность знаний возникла на раннем этапе развития человечества. В древности и в средние века наиболее типичной формой исторических сочинений были анналы и хроники (на Руси - летописи) - повествования о важнейших событиях военной жизни. Тогда же появились первые военно-исторические труды. Однако их теоретический у ...