Интересная история

Общественный строй Римской империи в период принципата

История » Эволюция государственного строя Древнего Рима » Общественный строй Римской империи в период принципата

Различия в положении свободных людей, установленные в древний период, исчезают. Верхушку класса рабовладельцев составляли два сословия. Нобили превратились при императоре Августе (I в. до н. э.) в сенаторское сословие, пополнявшееся за счет людей, выдвинувшихся на государственной службе. В сословие всадников вошли достаточно богатое люди (минимальный ценз—400 тыс. сестерций)1, поставлявшие государству ответственных чиновников и офицеров. Как сенаторы, так и всадники происходили из различных частей империи. Управление городами находилось в руках сословия декурионов— как правило, средних землевладельцев[5].

Консолидация господствующего класса облегчила управление огромной империей, позволила правительственной машине с большим успехом выполнять главную политическую функцию—подавления рабов. Уже при Августе интересы рабовладения были ограждены с помощью энергичных мер. Они сводились к предотвращению новых выступлений рабов, к решительному ограничению отпуска рабов на волю, к расширению репрессий против них.

Император Август восстановил, в частности, закон, обрекавший на казнь всех тех рабов, которые находились в доме в момент убийства их господина (на расстоянии окрика) и не пришли ему на помощь.

Между тем экономическое развитие все более определенно указывало на невыгодность рабского труда. Никакой надсмотрщик и никакие наказания не могли заменить экономического стимула. Лишенный самого необходимого, раб делал только то, к чему его непосредственно принуждали, и делал лишь так, чтобы избежать бича. Ни одно усовершенствование на приносило достаточной пользы.

Понимая это, хозяева стали все более широко предоставлять рабам земельные участки-пекулии. Рабы были обязаны отдавать за них определенную долю продукта, обычно половину урожая. Другая половина оставалась в их полном распоряжении. Выгодность этой новой формы эксплуатации была несомненной.

Но для того чтобы она могла получить большее распространение, нужно было дать правовую защиту тем отношениям, в которые волей-неволей вовлекался раб-пекулиант. Старое римское право запрещало ему продавать что-либо на рынке, а между тем без этого он не мог существовать. Право запрещало ему брать взаймы, нанимать скот или сдавать его в наем, покупать что-либо, вступать в договорные отношения вообще. Старое право запрещало рабу заявлять иски в суде и отвечать по искам, предъявляемым к нему самому. Все эти ограничения были несовместимы с ведением самостоятельного хозяйства. Постепенно, хотя и медленно, соответствующие интересы были урегулированы к выгоде владельца пекулия.

Одновременно с тем в Римской империи совершается и другой важный процесс—превращение свободного крестьянина в арендатора-издольщика — колона. Развитие колоната было результатом грабежа крестьянской земли и связанного с этим роста латифундий. Другой его причиной было уменьшение притока рабов из-за границы, явившееся следствием уменьшения военной мощи империи, с одной стороны, и усиления оказываемого ей сопротивления—с другой.

Обязательства колонов носили как денежный, так и натуральный характер. Колонат начался с краткосрочной аренды. Но она была менее выгодна арендодателю. Только длительный срок аренды мог обеспечить его постоянной рабочей силой, породить в колоне желание улучшать землю, возводить постройки и т. п.

Удовлетворяя требования землевладельцев, закон 332 г. положил начало прикреплению арендаторов к земле. Самовольно покинувшие поместья возвращались силой. В то же время было запрещено сгонять колонов при продаже земли. Колоны стали предшественниками средневековых крепостных. Наступает кризис рабовладения. Начинается переход от рабовладения к феодализму. В этом сложном процессе раб подымается до положения крепостного человека, свободный крестьянин опускается до него. К концу империи вводится запрещение убивать раба, разобщать семьи рабов при продаже, облегчен порядок отпуска роба на волю[6].

Ремесленники, организованные в «коллегии», т. е. сообщества, во многих отношениях сходные со средневековыми цехами, должны были «навсегда оставаться в своем состоянии», что означало для них насильственное и потомственное «прикрепление» к профессиям.

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru