Интересная история

Государственный строй
Страница 1

В конце VI в. до н. э. последний римский реке был устранен, и на его место стали выбирать двух консулов. С этого времени начинается история Римской республики, просуществовавшей около 500 лет.

Главным органом власти Римской республики сделался сенат, развившийся из совета старейшин римского союза племен. По числу родов сенаторов было первоначально 300, и это число оставалось неизменным вплоть до диктатуры Суллы (I в. до н. э.), когда количество сенаторов было удвоено. С исчезновением старых родов и курий сенаторов (по закону 318 г. до н. э.) стали назначать особо уполномоченные лица, избранные народным собранием,—цензоры. Требовалось, чтобы сенатор происходил из родовитой семьи, был богат, занимал перед тем какой-нибудь важный пост[3].

Всякий вопрос, предложенный на решение центурий, обсуждался предварительно в сенате. Это правило распространялось на все случаи замещения важных должностей.

Когда сенат находил, что решения народного собрания «не соответствуют интересам Рима», он объявлял их недействительными или предлагал должностным лицам, ответственным за эти решения, отказаться от своих должностей. Не имея прямой законодательной власти, сенат присвоил себе право толкования законов, которое нередко оборачивалось созданием новых законов. Только судебные решения народных собраний были для сената неприкосновенными.

В ведении сената находились многие дела по управлению: распоряжение казной и наблюдение за государственным имуществом вообще; бюджет; внешние сношения; военное дело, включая назначение командующих, и т. п. От него зависело назначение на почетную и доходную должность в провинцию, в завоеванную страну. Не будучи судебным органом, сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования по делам об измене, заговоре, изготовлении ядов, злонамеренном убийстве.

По той роли, которую играл сенат, и по тому, из кого он состоял. Римскую республику называют аристократической. И это вполне соответствует действительности.

Но тем самым по форме правления Римская республика отличается от афинской. Объясняется это главным образом экономической отсталостью раннереспубликанского Рима, низким уровнем его ремесленного производства и торговли. Вплоть до III в. до н. э. Рим был по преимуществу земледельческой общиной. Соответственно этому политическое господство принадлежало здесь земельной аристократии.

В соответствии с реформой Сервия Туллия в Древнем Риме существовало два вида народных собраний — центуриатные и трибутные. Первые долгое время считались главными. Собрания созывались по приказу консула, претора, народного трибуна. Начинались они с религиозных обрядов, за которыми следовало чтение законопроекта и голосование. Председательствующий мог в любое время распустить собрание. Оно автоматически расходилось при некоторых неблагоприятных знамениях (буря, эпилептический припадок и пр.).

Центуриатные комиции избирали всех высших начальников — магистратов республики — консулов, цензоров, преторов и некоторых других. Здесь же принимались или отвергались законопроекты, внесенные магистратами.

Трибутные собрания имели поначалу ограниченную компетенцию, однако уже с 449 г. (по другой версии — с 287 г.) до н. э. и они получают законодательные функции (исключение - законы о войне и мире). Когда трибутное собрание созывалось и возглавлялось народным трибуном, его компетенция ограничивалась избранием плебейских магистратов—народных трибунов, эдилов и др. В этих случаях голосовали одни плебеи.

Число центурий с течением времени было увеличено, и в III в. до н. э. их было уже 373. Объясняется это главным образом приростом населения. Происходит и некоторая демократизация центуриатного собрания. Каждый разряд населения получает по 70 центурий. Резко возросло количество триб Реформой Сервия Туллия[4].

Страницы: 1 2

Внешняя политика России второй половины XIX века. Присоединение Средней Азии к России
Экономические связи России со Средней Азией начинают заметно развиваться в первой половине XIX в. В начале века оборот внешней торговли Средней Азии с Россией составлял 3 млн. рублей, а в середине XIX в.- 25,5 млн. рублей. Следовательно, Средняя Азия являлась к 60-м годам XIX в. по типу своего экономического развития территорией, котору ...

Цикличность экономического развития
Итак, желанная стабильность наконец-то пришла к исстрадавшейся стране. Наступило время если и не утопических Гармонии и Порядка, то во всяком случае спокойствия и довольства. Однако это продолжалось не слишком долго. Уже на рубеже I—II вв. ситуация в империи начала ухудшаться. Для того, чтобы разобраться в причинах этого (вспомним, что ...

Уголовное право
По сравнению с гражданским, уголовное право было менее развито. Были известны следующие виды преступлений: против семьи, против личности, против собственности, государственные. Различались умышленные и неосторожные преступления. Было известно понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления[20]. ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru