Интересная история

Государственный строй
Страница 1

В конце VI в. до н. э. последний римский реке был устранен, и на его место стали выбирать двух консулов. С этого времени начинается история Римской республики, просуществовавшей около 500 лет.

Главным органом власти Римской республики сделался сенат, развившийся из совета старейшин римского союза племен. По числу родов сенаторов было первоначально 300, и это число оставалось неизменным вплоть до диктатуры Суллы (I в. до н. э.), когда количество сенаторов было удвоено. С исчезновением старых родов и курий сенаторов (по закону 318 г. до н. э.) стали назначать особо уполномоченные лица, избранные народным собранием,—цензоры. Требовалось, чтобы сенатор происходил из родовитой семьи, был богат, занимал перед тем какой-нибудь важный пост[3].

Всякий вопрос, предложенный на решение центурий, обсуждался предварительно в сенате. Это правило распространялось на все случаи замещения важных должностей.

Когда сенат находил, что решения народного собрания «не соответствуют интересам Рима», он объявлял их недействительными или предлагал должностным лицам, ответственным за эти решения, отказаться от своих должностей. Не имея прямой законодательной власти, сенат присвоил себе право толкования законов, которое нередко оборачивалось созданием новых законов. Только судебные решения народных собраний были для сената неприкосновенными.

В ведении сената находились многие дела по управлению: распоряжение казной и наблюдение за государственным имуществом вообще; бюджет; внешние сношения; военное дело, включая назначение командующих, и т. п. От него зависело назначение на почетную и доходную должность в провинцию, в завоеванную страну. Не будучи судебным органом, сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования по делам об измене, заговоре, изготовлении ядов, злонамеренном убийстве.

По той роли, которую играл сенат, и по тому, из кого он состоял. Римскую республику называют аристократической. И это вполне соответствует действительности.

Но тем самым по форме правления Римская республика отличается от афинской. Объясняется это главным образом экономической отсталостью раннереспубликанского Рима, низким уровнем его ремесленного производства и торговли. Вплоть до III в. до н. э. Рим был по преимуществу земледельческой общиной. Соответственно этому политическое господство принадлежало здесь земельной аристократии.

В соответствии с реформой Сервия Туллия в Древнем Риме существовало два вида народных собраний — центуриатные и трибутные. Первые долгое время считались главными. Собрания созывались по приказу консула, претора, народного трибуна. Начинались они с религиозных обрядов, за которыми следовало чтение законопроекта и голосование. Председательствующий мог в любое время распустить собрание. Оно автоматически расходилось при некоторых неблагоприятных знамениях (буря, эпилептический припадок и пр.).

Центуриатные комиции избирали всех высших начальников — магистратов республики — консулов, цензоров, преторов и некоторых других. Здесь же принимались или отвергались законопроекты, внесенные магистратами.

Трибутные собрания имели поначалу ограниченную компетенцию, однако уже с 449 г. (по другой версии — с 287 г.) до н. э. и они получают законодательные функции (исключение - законы о войне и мире). Когда трибутное собрание созывалось и возглавлялось народным трибуном, его компетенция ограничивалась избранием плебейских магистратов—народных трибунов, эдилов и др. В этих случаях голосовали одни плебеи.

Число центурий с течением времени было увеличено, и в III в. до н. э. их было уже 373. Объясняется это главным образом приростом населения. Происходит и некоторая демократизация центуриатного собрания. Каждый разряд населения получает по 70 центурий. Резко возросло количество триб Реформой Сервия Туллия[4].

Страницы: 1 2

Субъективный метод социологии (взгляд народников на историю, вопрос о роли масс и интеллигенции)
Взгляды народников на развитие человеческого общества даны, прежде всего, Лавровым в его исторических книжках и Михайловским в работе «Что такое прогресс?». В них даются абстрактные «формулы прогресса», в которых они не объясняют ход истории, а пытаются определить, как должно развиваться общество исходя из требований «истины и справедли ...

Крымская война (1853-1856) (Восточная война) [26]
Первоначально, русско-турецкая за господство на Ближнем Востоке. С февраля 1854 Турция в союзе с Великобританией, Францией, Сардинским королевством (с 1855). В ходе последовавших боевых действий, союзникам удалось, используя технологическую отсталость российской армии и флота, произвести успешную высадку в Крыму десантного корпуса, нан ...

Период монгольского владычества. Система налогов
Кочевники смогли лишь подчинить себе русские земли, а не включать их в состав своей империи. В завоеванных ими землях монголы спешили определить платежеспособность населения, проводя его перепись. Первую перепись в Западной Руси провели еще в 1245г., последнюю в Восточной Руси в 1274-1275гг.[6] После этого монголы больше не прибегали к ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru