Интересная история

Общественный строй
Страница 1

Краеугольным камнем неписаной римской конституции становится правило: люди не равны друг другу. Рабы не люди, а вещи.

Римское гражданство приобреталось, как правило, рождением от полноправных отца и матери. По достижении совершеннолетия римский юноша приводился на форум (площадь в Риме, где совершался суд) и записывался в соответствующую трибу. С этого момента он становился политически полноправным. С политическим полноправием связывалось: 1) право участия в народном собрании; 2) право быть избранным на должность в римском правительственном и судебном аппарате; 3) право служить в войске.

Политическое полноправие не означало еще полноправия «гражданского», т. е. права распоряжения имуществом. Пока был жив отец и сын находился под его властью (т. е. в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он совершать не мог, если на это не имелось прямого уполномочия отца. Только глава семьи мог обращаться за судебной защитой своих интересов, составлять завещание, быть свидетелем при составлении завещания другим лицом.

Как политическое, так и гражданское полноправие были достоянием мужчин. Согласно римским законам, женщины «вследствие присущего им легкомыслия» не могли совершать сделок, а тем более участвовать в политической жизни.

Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступление, а тоже вследствие ссылки или изгнания.

Римским гражданином становился и отпущенный на волю раб. Но он не мог замещать выборных должностей и служить в армии. Голосовал он только в собрании своей трибы.

Отпущение на волю совершалось разными способами: виндиктой, т. е. в присутствии магистра — консула, претора или проконсула; по цензу, т. е. включением раба в какой-нибудь из разрядов, созданных реформой Сервия Туллия (как если бы раб был свободным человеком); по завещанию. Господин мог поставить условием освобождения денежный выкуп, отработку в течение определенного количества лет или дней, исполнение определенного дела, ежегодные денежные взносы и т. д[2].

По мере того как Рим из незначительного поселка превращался в столицу огромного средиземноморского «круга земель», состав его населения стал пополняться иностранцами. Многие приезжали сюда для ведения торговых дел и здесь оставались. Называли их перегринами. В своих отношениях, а тем более в своих спорах с римлянами перегрины претендовали на то, чтобы учитывались право и обычаи их собственной страны. В отношениях между собой они держались главным образом этих обычаев. Таким образом в пределах одного и того же города возникают и обособляются две несхожие системы права: одна для римских граждан, другая для перегринов — право квиритское и право перегринское.

Перегринское право стало называться со временем «правом народов». Было бы ошибкой видеть в нем международное право, поскольку предметом последнего являются межгосударственные отношения. Это то же римское право, но только предназначенное для особого круга имущественных правоотношений. Как и вольноотпущенники, перегрины могли приобретать права римских граждан за особые заслуги перед Римом или на основе специальных актов государственной власти, распространявшихся на отдельные группы иностранцев.

Страницы: 1 2

Оценки развития россия в начале хх века
Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу. (Мировоззрение – спасение Души). Религиозные историки (А. В. Карташов, Д. В. Поспеловский и др.) считают, что в начале XX века падение роли Православной Церкви в общественной жизни России связано с формализацией отношения к ней государственной власти, «обмирщение» культу ...

Борьба за границы II Речи Посполитой с Германией и Чехословакией
Вопрос о границах возрожденного государства относился к числу наиболее сложных. Поскольку западные державы считали, что Польша должна получить только области с преобладающим польским населением, то ее руководители не могли официально добиваться возвращения исторических территорий, утраченных в период с XIII по XVIII в. и имевших в начал ...

Политический и общественный строй Японии к началу XYII века
В 1866 г. умер сёгун Иэмоти и к власти пришел Кэйки, последний из дома Токугава. В начале 1867 г. умер император Комэй, и это тоже сыграло немаловажную роль в усилении позиций оппозиции. Комэй был крупнейшей фигурой в лагере антисёгунской оппозиции и был сторонником умеренных взглядов и выступал за компромисс с сёгунатом. Его преемнико ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru