Интересная история

Военная организация и военное искусство в рабовладельческом обществе
Страница 5

История » Войны рабовладельческого общества » Военная организация и военное искусство в рабовладельческом обществе

При достижении объекта (армия противника или его город), войско останавливалось лагерем и затем строилось в боевой порядок. Искусство полководца проявлялось в основном до сражения. Полководец определял замысел сражения и в соответствии с ним развёртывал войска в боевой порядок. С началом сражения он обычно становился на одном из флангов или в центре, так как общего руководства сражением осуществить не мог.

Вооружённые силы Древнего Рима имели такие же рода войск, что и в Древней Греции. Основным родом войск также были сухопутные войска. Однако их организационное деление было иным. Основной организационной и тактической единицей был легион, который состоял из 3тыс. тяжеловооружённых пехотинцев (легионеров), 1 тыс. 200 легковооружённых пехотинцев (велитов) и 300 всадников.

Первоначально легион строился и сражался как фаланга. В IV в. до н.э. организационная структура и тактика значительно усовершенствовались. Легион был расчленён на 30 подразделений, которые назывались манипулами, и строился для ведения боя в три линии. Первую линию составляли 1 тыс. 200 бойцов, именуемых гастатами. Они были вооружены лёгкими копьями (гаста) и мечами. Вторая линия состояла из 1 тыс. 200 воинов, более опытных и вооружённых тяжёлыми копьями с длинными железными наконечниками при коротком древке (пилумом) и короткими мечами. Легионеры второй линии именовались принципами. Третья линия строилась из 600 наиболее опытных легионеров - триариев. Каждая линия состояла из 10 манипул. Манипулы гастатов и принципов имели по 120 воинов (12 рядов по 10 воинов), а манипулы триариев - 60 воинов. Для боя манипулы строились не сплошной линией, а с интервалами, равными длине фронта манипулы. В легионе манипулы располагались как бы шахматным порядком. С фронта легион прикрывался отрядами лёгкой пехоты, а с флангов - конницей.

Расчленение легиона на манипулы значительно повысило его боевые возможности. Легион в отличие от фаланги получил возможность сражаться на пересечённой местности, строить боевой порядок соответственно обстановке, наращивать усилия из глубины, маневрировать. Для действия в бою линиями манипул нужны были высокая строевая выучка, твёрдая дисциплина, чёткое управление. Возросла роль командного состава: легион, каждая его линия, манипула и ряд имели соответствующих командиров.

Бой римские легионы вели следующим образом. Сначала лёгкая пехота стремилась стрелами и дротиками нарушить боевой порядок противника и нанести ему потери. Затем наносили удар манипулы не прекращая метать стрелы. Если гастаты не добивались успеха, то они быстро отходили за линию принципов, которая атаковала противника, приводила себя в порядок. В случае необходимости завершающий удар по противнику наносили триарии. Манипулы могли атаковать всей линией или группами поочерёдно, наращивая силу удара и развивать достигнутый частный успех. Настойчивым атакам манипул фаланга не могла противостоять.

При расположении на ночлег или отдых войска обязательно строили укреплённый лагерь, который окружался валом, рвом и частоколом. В лагере войска располагались строго определённым порядком и всегда знали свои задачи на случай внезапного нападения противника.

С переходом к наёмной системе комплектование войска, деление пехоты на разряды было ликвидировано, все легионеры получали одинаковое вооружение и снаряжение. Лёгкая пехота заменялась союзными войсками. Легион стал делиться на 10 когорт, по 500-600 человек в каждой. Когорта состояла из трёх манипул. Для ведения боя легион строился в две-три линии когорт. Когорта была не только организационной, но и тактической единицей, так как могла выполнять отдельные тактические задачи.

Обучение и воспитание воинов в Древнем Риме постоянно совершенствовались. Семнадцатилетний юноша приходил в армию уже достаточно подготовленным. Он мог владеть оружием, был знаком с действиями в строю и с воинской дисциплиной. В отличие от греков римляне больше внимания уделяли строевому обучению. Юношей собирали на Марсовом поле и здесь обучали хождению, бегу, прыганью через рвы и преграды, действиям в строю подразделения на ровной и пересечённой местности. С целью обучения искусному владению оружием в Риме были введены специальные мишени - деревянные чучела. Учебное оружие имело вдвое больший вес, чем боевое. Большое внимание уделялось втягиванию в походные движения, для чего совершали переходы с полной выкладкой до 30-35 км в сутки. Для проверки боевой подготовки, производились двухсторонние манёвры. Кроме того, юношей систематически приучали к дисциплине, беспрекословному повиновению начальникам. Основой дисциплины у римлян было не общественное мнение, как то было в Афинах, а физическое принуждение. В римской армии была установлена строжайшая дисциплина, а обучение войск производилось систематически.

В III в. до н.э. рабовладельческий Рим подчинил себе всю Италию и приступил к завоеванию соседних народов. Стремясь к господству в Средиземноморском регионе, он столкнулся с другим рабовладельческим государством - Карфагеном, расположенным на северном африканском побережье. Войны между Римом и Карфагеном продолжались с 264 по 146 г. до н.э. и вошли в историю под названием Пунических войн, так как римляне называли карфагенян пунами. Значительное место в военной истории Древнего Рима заняли также война Спартака с Римом (73-71 гг. до н.э.), походы Цезаря в Галицию и Германию (58- 49гг. до н.э.), гражданская война в Риме (50-48 гг. до н.э.). В этих войнах военное искусство получило своё дальнейшее развитие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Кто такой Рюрик?
Рюрик (? -879) - одна из наиболее загадочных фигур в древнерусской истории, легендарный норманнский (варяжский) конунг (предводитель дружины), по преданию, призванный на Русь древними славянскими (новгородскими словенцами) и угро-финскими племенами (кривичами, чудью и весью). Основатель династии Рюриковичей, правившей Русью, а в дальней ...

Другое
Пётр I, основатель одной из могущественнейших держав мира — Российской империи — родился 30 мая 1672 г. В царской семье он был четырнадцатым ребенком. Пётра не готовили в наследники престола, и по этой причине он не получил особого образования. После смерти бездетного царя Федора Алексеевича (старшего сына Алексея Михайловича от первого ...

Внешняя политика России в первой половине XIX в. Участие Башкортостана в Отечественной войне 1812 г
К началу XIX в. Россия превратилась в крупную мировую державу, обладавшую сильной армией, насчитывавшей около 500 тыс. человек. Со многими государствами Европы, Османской империей и США были Установлены постоянные дипломатические отношения. Главным противоречием в международных отношениях в XIX в. оставалась борьба Англии и Франции за ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru