Война и оккупация нанесли урон народному хозяйству, просвещению, науке и культуре Югославии. Первостепенной задачей новой власти после окончания войны стало преодоление культурной отсталости - наследия прошлых лет, - ликвидация неграмотности, создание новых и восстановление старых учебных, культурно-просветительских и научных заведений. В первые послевоенные годы основные усилия были направлены на восстановление материальной основы образования, науки и культуры. Большое значение придавалось ликвидации неграмотности. Был издан закон о введении обязательного восьмилетнего образования. Широкий размах получило создание кружков по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, появившихся еще в годы народно-освободительной войны.
События 1948 г. и последующего десятилетия негативно отразились на проблемах образования и науки. Тысячи югославских граждан вынуждены были прервать обучение в СССР и странах народной демократии. Увеличение военных расходов (из-за опасения военной угрозы как с Востока, так и с Запада) также вело к сокращению ассигнований на развитие сферы науки и культуры.
Статистические данные 70-х годов говорят о заметном росте числа учащихся в школах и высших учебных заведениях (1,7 млн. в 1939 г. и 4 млн. в 1973 г.). Наряду с университетами Белграда, Загреба и Любляны открылись подобные центры в Сараево, Скопле, Титограде (ныне Подгорица), Нови Саде, Приштине, Нише, Крагуеваце, Тузле, Мостаре, Битоле, Мариборе, Осиеке, Сплите, Риеке, Бане Луке. В других городах стали открываться филиалы этих учебных заведений.
Большое распространение получила система народных университетов. В них обучались граждане, занятые на производстве. Однако проблема ликвидации неграмотности, особенно в отсталых регионах, так и не была решена.
По данным переписи 1971 г. 15 % жителей СФРЮ старше 10 лет было неграмотно. Наибольшее количество неграмотных (в основном женщины) приходилось на Косово, Македонию, Боснию и Герцеговину.
Поставленные руководством Югославии социально-экономические задачи - создание индустрии, новых отраслей промышленности (включая и военную) - обусловили значительное развитие научно-исследовательской работы. Основными научными центрами СФРЮ были восемь академий (в каждой из шести республик и в двух автономных краях), университеты, отраслевые научные институты, научные общества и лаборатории. В 70-е годы свыше 8 тысяч научных сотрудников работали в 277 организациях. Приход к власти югославских коммунистов во во главе с И.Броз Тито сказался на сфере гуманитарных наук и культурной политики в целом. Обыденным явлением в прессе и в политологических работах стала критика культа личности Сталина. Все неудачи революционного движения в Югославии сводились к ошибкам Коминтерна. Подчеркивалась специфика югославского социалистического пути развития. Неприкосновенными оставались лишь основные положения марксизма-ленинизма и исторической роли Тито в развитии югославского революционного и народно-освободительного движения. Ученые и деятели культуры, не отрицавшие этих аксиом, могли продолжать научную и культурно-просветительскую работу. Однако общий контроль за развитием науки и культуры продолжал оставаться в руках партийно-государственых чиновников.
С помощью государства были созданы широкая сеть научных и публичных библиотек (около 13,5 тысяч), множество музеев, домов культуры, театров и кинотеатров. Относительная открытость СФРЮ в отношении стран Запада и Востока позволяла югославским гражданам быть в курсе достижений науки и культуры. Но тот же партийно-государственный аппарат строго следил за соблюдением "свободы творчества". Упоминание, например, об обоюдной жестокости воюющих сторон в годы войны подвергалось критике. Запретной темой долгое время была судьба людей, попавших в тюрьмы и лагеря после 1948 года. Один из известных деятелей СКЮ М.Джилас за публикацию статей, в которых говорилось о появлении в Югославии "нового класса" (партийно-государственной номенклатуры), был снят со всех руководящих постов и подвергнут тюремному заключению.
Русско-турецкая война (1787-1792)
В XVIII в., в царствование Екатерины русские войска остановились перед такими областями Турции, которые либо нельзя было присоединить к империи, не возбудив страшной тревоги на западе, либо неудобно было присоединить по отсутствию прямых географических связей их с империей. Присмотревшись к Турции, увидели, что это не цельное тело, а ку ...
Итоги опричнины
В итоге всех устрашающих мер Ивана Грозного военная система страны не упрочилась, а расшаталась. Лучшие воеводы были казнены; оставшиеся же были до того запуганы, что страшились вступить с неприятелем в бой, опасаясь потерпеть поражение и быть за это казнёнными. Опричное войско оказалось практически небоеспособным. Бесконечная война пог ...
Тира в середине III в. н. э. Разгром города готами и
их союзниками
Таким образом Тира, являвшаяся далеко вынесенным на северо-восток форпостом лимеса Нижней Мезии и имевшая гарнизон, помещавшийся внутри цитадели, сыграла во втором десятилетии III в. роль утеса, о который разбилась первая, еще слабая волна движения варваров против Римской империи. К сожалению, имеющиеся источники не позволяют проследить ...