Интересная история

Третья республика
Страница 2

В Конституции не было специального раздела, посвященного высшим органам государственного управления. Законы содержали отдельные фрагментарные положения, касающиеся деятельности министров. Так, говорилось о солидарной ответственности министров перед палатами за общую политику правительства, о праве министров иметь доступ в обе палаты и т. д.

Всем этим по существу и ограничивалось содержание конституционных законов.

Утверждение республики. Борьба между монархистами и республиканцами продолжалась и после 1875 г. Все более явной становилась и ее социальная подоплека. Содержание борьбы во многом определялось стремлением отдельных групп монархически настроенных банкиров, крупных предпринимателей и землевладельцев занять особо привилегированное положение в государстве. Против претендентов на «монополию власти» выступала вся остальная Франция. Это и обусловило конечную победу республиканцев, хотя борьба была напряженной и изобиловала драматическими ситуациями.

В 1877 г. три монархические группировки (легитимисты, орлеанисты и бонапартисты) объединились в заговоре против республики. Президент Мак-Магон (бонапартист) возглавивший заговорщиков, попытался совершить государственный переворот. Однако, столкнувшись с сопротивлением республиканцев, Мак-Магон был вынужден уйти в отставку. Неудачной была и вторая попытка антиреспубликанского переворота, предпринятая военным министром Буланже. Опасаясь восстания парижан, Буланже так и не решился на открытое военное выступление против республики. Встретив упорное, все возрастающее сопротивление народа, монархисты отказались от планов новых династических переворотов.

Конституционный режим. Упрочение республики привело к важному изменению фактического конституционного режима. Это касалось прежде всего президентской власти. В глазах республиканцев власть президента была скомпрометирована монархическим переворотом, совершенным президентом второй республики Луи-Наполеоном, деятельностью президента-заговорщика Мак-Магона. Широкие полномочия президента стали предметом резкой критики. В то же время в конституционных полномочиях главы государства новые правящие круги видели важную гарантию на случай внутриполитических осложнений. Выход был найден в фактическом ограничении роли и функций президента. По молчаливому соглашению партий на этот пост стали выбирать малозначительных деятелей, не способных к проведению самостоятельной политической линии. Большая часть правомочий президента фактически перешла парламенту и правительству. Некоторые наиболее важные из оставшихся полномочий (право роспуска палаты депутатов, законодательное вето) президентом самостоятельно не использовались. При фактическом сужении его полномочий ему отводилась роль своеобразного резерва власти на случай возможного кризиса парламентских и правительственных структур.

В 1884 г. в обстановке оживления демократического движения в стране были приняты некоторые важные поправки и дополнения к Конституции 1875 г. В частности, запрещалось пересматривать республиканскую форму правления; представители династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента; был изменен порядок комплектования сената (упразднялась категория несменяемых сенаторов —jтеперь их всех избирали выборщики от коммун; причем коммуны с большей численностью населения избирали большее количество выборщиков).

Немного раньше (в 1879—1880 гг.) торжество республиканцев ознаменовало несколько символических актов: резиденция парламента из Версаля была перенесена в Париж, национальным гимном стала «Марсельеза», национальным праздником — 14 июля (день взятия Бастилии).

В итоге фактический конституционный строй претерпел важные изменения. В конце XIX в. в стране утвердилась парламентская республика. Парламент занял доминирующее положение в государственном механизме. Это прежде всего неограниченные полномочия в области законодательства и расширение влияния на деятельность правительства. Совет министров формируется из представителей партий, получивших большинство на выборах и составивших парламентское большинство. Правительство ответственно перед парламентом (вотум недоверия, вынесенный хотя бы одной из палат парламента, обязывал правительство выйти в отставку). Произошло умаление власти президента. Наделенный конституционными законами значительными полномочиями, он на практике не оказывал существенного влияния на государственную работу.

Страницы: 1 2 3 4

Война четвертой коалиции (1806-1807гг.)
Войну против Наполеона продолжили Англия и Россия, к которым вскоре присоединились Пруссия и Швеция, обеспокоенные усилением французского господства в Европе. В сентябре 1806 образовалась 4-ая антифранцузская коалиция европейских государств. Спустя месяц, в ходе двух сражений, в один и тот же день 14 октября 1806 прусская армия была уни ...

Организационное построение ГУЛАГа и происшедшие в период отечественной войны изменения в составе подразделений
ГУЛАГ НКВД осуществляет руководство исправительно-трудовыми лагерями, подчиненными непосредственно Центру, республиканскими, краевыми и областными управлениями и отделами исправительно-трудовых лагерей и колоний, входящими в состав НКВД-УНКВД по территориальности. По состоянию на 1 июля 1944 года имеется: Исправительно-трудовых лагерей ...

Римская рабовладельческая республика
Историю Древнего Рим можно отчислять приблизительно с VIII или начала VII века до н.э. в это время начинает развиваться земледелие, скотоводство, позже строительное дело, ткачество и др. Население города составили две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, и их антагонисты—плебеи. Первые были полноправны ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru