Интересная история

Цензура в XVIII веке.
Страница 3

Новиков развернул широкую издательскую деятельность. Стали изда­ваться многочисленные его журналы: «Утренний свет», «Вечерняя заря», «Покоящийся трудолюбец», «Экономический магазин» и др. С 1779 про 1792 г. в арендуемой им типографии Московского уни­верситета было выпущено около 900 названий книг. Ощущая в Н. И. Новикове растущую в обществе оппозиционную силу, опиравшуюся на масонство, Ека­терина II с 1785 г. перешла от полемики с ним к репрессиям про­тив него, используя при этом церковь и тайную канцелярию. В 1792 г. Н. И. Новиков был заточен в Шлиссельбургскую крепость, все его просветительское дело было разгромлено, большая часть его книг была арестована, 18 656 экземпляров книг было сожжено. Так завершился первый в России процесс по делам печати.

Значительно повлияли на Екатерину II события во Франции. Она была напугана возможным распространением идей Французской революции в Российском государстве. 20 мая 1792 г. князь А. А. Прозоровский писал ей о необходимости «положить границы книгопродавцам книг иностранных и отнять способность еще на границах при портах подобные сему книги ввозить, а паче из расстроенной ныне Франции, служащие только к заблуждению и разврату людей, не основанных в правилах честности». Прозоровский считал что в связи с этим нужны генеральные суждения. Именно с цензуры иностранной литературы и начинается знаменитый екатерининский указ от 16 сентября 1796 г.

22 октября того же года другой именной указ решил проблему организационно: «Цензуру . составить в каждом месте из трех особ, из одной духовной, из одной гражданской и одной ученой; духовных особ избирать Синоду гражданских — Сенату, а ученых — Академии наук и Московскому университету .»

Институт цензуры официально начал свой путь, и профессия цензора получила государственный статус. Своим указом Екатери­на II установила смешанную цензуру, соединив оба ее вида — древнюю духовную со светской. В этих документах была обобщена эволюция законодательной деятельности в области цензуры.

Павел I, пришедший к власти в 1796 г. и многое делая в своей внутренней и внешней политике в противо­поставлении Екатерине II, в области цензуры наоборот развивал и совершенствовал ее начинания. Была завершена организация цензурного аппарата – создан Цензурный совет. На рассмотрение Совета представлялись все кни­ги, признанные цензурою недозволенными, и даже те, кои ка­жутся сомнительными. В 1796 г. был. избран полный состав цензо­ров. Павел I повелел сжигать все книги, признанные Цензурным советом недозволенными к распространению. Он сам контролиро­вал деятельность цензуры. За 1797-1799 гг. в стране было конфисковано 639 книг. В числе запрещенных оказа­лись произведения Гете, Шиллера, Канта, Свифта и др. Так, «Пу­тешествия Гулливера» Свифта получили следующую характерис­тику цензора: «В сей книге автор старается разные при дворах уч­реждения осмеивать, как, например, весьма едко на стр. 305, что прыгание на веревках производится токмо людьми великими».

До Павла I дошли сведения о распространении в армии произведений французских авторов, переведенных на русский язык (например, книги «Права человека», по оценке Павла I, «катехизма развратного»). В связи с этим 4 января 1799 г. император издал Рескрипт генералу Розенбергу, в котором, по сути дела, предлагал организовать военную цензуру, охраняющую войска от воздействия вредных сочинений и враждебной пропаганды.

Одновременно Павел I завершил организацию духовной цен­зуры в государстве. 14 марта 1799 г. выходит «Положение о духовной цензуре или комиссии», которое централизует всю духовную цензуру в Московском церковном центре, получившим официальное название «Учрежденная в Москве Духовная цензура для свидетельства и рассмотрения сочиняемых и переводных книг до Церкви и учений церковных касающихся». Созданная по «Положению о духовной цензуре» Московская духовная цензура состояла из председателя и трех членов, извест­ных своими познаниями в словесных науках и языках. Избирались они из монашества или белого духовенства с последующим ут­верждением Синодом. Задачами цензуры было «рассмотрение и исправление как переводов, касающихся церкви и церковного уче­ния, так и вообще сочинений, издаваемых соборным и не соборным духовенством. Духовная цензура не должна по примеру гражданской делать простое одобрение или неодобрение сочинения к печатанию (поелику таковые упражнения не суть важны ), но в том, чтобы де­лать им ревизию, или строгое пересматривание и исправление. Цен­зура может просто возвратить рукопись. Все сочинения, одобренные цензурою, как не заключающие в себе, по ее мнению, ничего про­тивного закону Божию, правилам государственным, благонравию, и литературу надлежит издавать в печать с дозволения Синода исклю­чительно в типографиях, ведомству его принадлежащих». Синод рас­поряжался денежными средствами, полученными от продажи ли­тературы.

Страницы: 1 2 3 4

Медицина.
Особенно показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с деятельностью Гиппократа. Было бы большой ошибкой считать, как это иногда делают в наши дни, что греческая медицина возникла в святилищах. В Греции в эпоху рационализма существовали две медицинские традиции: медицина заклинаний, сновидеий, знамений и чудес в орбите ...

Изобразительное искусство и архитектура
В эпоху ранней классики полисы Малой Азии теряют ведущее место в развитии искусства, которое они до того занимали. Важнейшими центрами деятельности художников, скульпторов, архитекторов становятся Северный Пелопоннес, Афины и греческий Запад. Искусство этой поры освещено идеями освободительной борьбы против персов и торжества полиса. Ге ...

События политической борьбы и народные движения
В результате двор империи стал утопать в интригах, евнухи и временщики, организованные в клики, стремились уничтожить друг друга и возвести на престол очередного императора из числа своих ставленников. С этим, естественно, не могла смириться набиравшая политическую мощь, но отдаленная от двора конфуцианская бюрократия. Ее представители ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru