Интересная история

Россия во второй половине xix века. Реформы александра ii1
Страница 8

История » История России » Россия во второй половине xix века. Реформы александра ii1

Царизм интерпретируется как режим, вынужденный начать индустриализацию, но не сумевший справиться с ее последствиями.

Локально-историческая теория

изучает единство человека и территории, составляющее понятие локальная цивилизация.

Теория

представлена трудами славянофилов и народников. Историки полагали, что Россия, в отличие от стран Запада, идет своим, особым путем развития. Они обосновали возможность в России некапиталистического пути развития к социализму через крестьянскую общину.

Сравнительно-теоретическая схема

Причины отмены крепостного права и реформ Александра II

Название

Предмет изучения

Интерпретации факта

Религиозно-историческая

(Христианская)

Движение человечества к Богу

Отмену крепостного права и последующие реформы официальная церковь приветствовала. А сторонники теории «Православие. Самодержавие. Народность» считали «преступной ошибкой»

Всемирно-историческая:

Общемировое развитие, прогресс человечества

Положительно относится к отмене крепостного права

Материалистическое направление

Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба

Отмена крепостного права и последующие реформы экономически созрели и знаменовали переход от феодализма к капитализму. В отличие от Западной Европы в России этот переход запоздал

Либеральное направление

Развитие личности и обеспечение ее индивидуальных свобод

Поражение России в Крымской войне развеяло миф о военном могуществе империи, вызвало раздражение в обществе и дестабилизировало страну. А вот само крепостничество достигло высшей точки экономической эффективности. Отмена крепостного права и реформы вызваны не экономическими, а политическими мотивами. Цена насильственных преобразований велика, так как народ не был готов к социально-экономическим изменениям. Уроки – не надо форсировать социально-экономическое развитие страны

Технологическое направление

Развитие технологическое, научные открытия

Отмена крепостного права и последующие реформы обусловлены переходом России от традиционного общества к индустриальному. Россия находилась во втором эшелоне стран, вступивших на путь индустриальной модернизации

Локально-историческая

Единство человечества и территории

Отмену крепостного права приветствует, но направленность реформ на развитие предпринимательства полагает ошибочным. Народники считали возможным в России некапиталистический путь развития через крестьянскую общину

Примечания

1 Глава написана с позиции либерального направления всемирно-исторической теории.

2 Откуп — исключительное право, предоставлявшееся государством за определенную плату частным лицам (откупщикам) на сбор каких-либо налогов, продажу определенных видов товаров (соль, вино и др.).

3 Акциз — вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления; включается в цену товаров или тарифы на услуги.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Правила и схемы многотеоретического изучения
Правила изучения 1. Многотеоретическое изучение истории направлено на самостоятельный научный поиск обучаемого, способного аргументировано и цельно отстаивать выбранную (свою) теорию и понимающего, а, следовательно, и уважающего логику оппонента, придерживающегося другой теории. 2. Прошлое — историю — изучить «вообще» невозможно. Оно ...

Война шестой коалицией (1813-1814гг.)
Образованию шестой коалиции предшествовал поход Наполеона в Россию, где и была решена судьба его империи . Наполеон рассчитывал на поддержку со стороны Турции, воевавшей с Россией, и со стороны Швеции, которой управлял в качестве наследного принца бывший наполеоновский маршал Карл Бернадотт. С Турцией Кутузов, оказавшийся не только заме ...

Система образования
Вследствие роста городского населения общий уровень образования формально возрос. В течение 1970-х гг. удельный вес людей, имеющих полное и неполное среднее образование, среди занятых в народном хозяйстве увеличился с 65 до 80%. В 1975 г. было введено обязательное 10-летнее образование. Если в середине 1950-х гг. полную среднюю школу за ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru