Интересная история

Эволюция Российского государства и общества в первой половине xix века1
Страница 15

История » История России » Эволюция Российского государства и общества в первой половине xix века1

Для развития культуры и литературы была характерна смена классицизма романтизмом, а затем реализмом. В стиле классицизма созданы Казанский собор (архитектор А.Н. Воронихин), Адмиралтейство (А.Д. Захаров), ансамбль Дворцовой площади, Михайловский дворец (К.И. Росси). В живописи традиции классицизма были представлены в работах Ф.А. Бруни, Ф.И. Толстого. Наиболее известные произведения К.П. Брюллова, О.А. Кипренского, В.А. Тропинина были пронизаны идеями романтизма. К тому же времени относится небольшая картина П.А. Федотова «Сватовство майора», положившая начало реалистическому направлению в русской живописи.

С именем М.И. Глинки связано создание русской национальной оперы, в основе его творчества лежала народная музыка. Эти традиции нашли продолжение в сочинениях А.С. Даргомыжского.

Русская литература во времена Александра I окончательно усвоила себе форму западно-европейской журналистики. Звание писателя приобретает почет помимо его чина и состояния. Талантливые писатели способствовали обработке литературного слова и развитию вкуса читателей. В этом отношении особенно велики заслуги Н.М. Карамзина, который в своих повестях и «Письмах русского путешественника» явился последователем и распространителем современного ему сентиментального направления западно-европейской литературы. Поэты его эпохи продолжали отчасти развивать риторическое направление старой школы и возвышенный тон державинской поэзии (В.А. Озеров, Н.И. Гнедич, И.И. Дмитриев).

Во второй четверти XIX столетия наша литература приобретает более самостоятельный характер и начинает сближаться с русской жизнью. Сатирическое направление достигает высокой степени развития в комедии А.С. Грибоедова (который был русским посланником в Тегеране и убит там возмутившеюся чернью в 1829 г.), в неподражаемых баснях И.А. Крылова и особенно в художественных произведениях Н.В. Гоголя. Эти три писателя выявляют темные стороны русского общества, особенно привычку скрывать недостатки и выставлять свою деятельность в лучшем свете. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» изобразил пустоту интересов и мелочность современного московского «света». Крылов в форме коротких и чрезвычайно остроумных басен метко оттенял разнообразные стороны русского быта. Он подражал французскому баснописцу Лафонтену, но внес в свои басни столько оригинального русского духа, что остался самобытным поэтом. Гоголь, родом украинец, в главных своих произведениях (юмористическая поэма «Мертвые души» и комедия «Ревизор») воспроизвел яркие черты мира русских чиновников и помещиков. Юмор Гоголя поражает читателя неистощимой веселостью, хотя в глубине своей отзывается скорбными чувствами. Гоголь нашел себе многочисленных последователей («натуральная школа»), которые придали нашей периодической литературе повествовательные формы и изображали разные стороны русского быта в границах, определенных цензурными постановлениями. Некоторые из них, например Тургенев, с особенною любовью посвящали свой талант изображению крестьянского быта и мало-помалу вызвали сочувствие образованного класса. Из романов исторического и патриотического характера в эту эпоху выделяются произведения М.Н. Загоскина («Аскольдова могила», «Юрий Милославский») и И.И. Лажечникова («Басурман», «Последний новик»). В 1840-е гг. литературная критика приобретает силу и оригинальность под пером даровитого В.Г. Белинского.

Поэзия, основанная на западных образцах, нашла своих представителей в лице К.Н. Батюшкова, последователя германской романтической школы В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Пушкин своим удивительным поэтическим чутьем понял, какие богатства заключаются в народной словесности, которая в первобытной, наивной форме раскрывает дух народа, его помыслы, его радости и страдания. Он пытался найти источники вдохновения в народном эпосе, то есть в песнях, сказаниях и преданиях. Содержанием поэзии Пушкина было настоящее и прошлое русской жизни. В «Евгении Онегине» отразились черты современного дворянского быта; чтение «Истории» Н.М. Карамзина вдохновило поэта написать величественную историческую трагедию «Борис Годунов». Из других поэтов того времени выделяются М.Ю. Лермонтов, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский и А.В. Кольцов.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Русско-турецкие войны
Ру́сско-туре́цкие во́йны (тур. Osmanlı-Rus Savaşları) - ряд военных конфликтов между Российской и Османской империями в XVII-XIX веках (случаев формального объявления войны без реальных военных действий значительно больше). Войны шли первоначально за контроль над Северным Причерноморьем и Северным Кавказо ...

Кризис и падение Римской республики. Римская империя. Реформы Гракхов
Во II в. до н. э. после победы над Карфагеном и Македонией Римское государство господствует на всем пространстве земель, омываемых Средиземным морем. Завоеванные страны стали неисчерпаемым источником рабов. Сотни тысяч их были проданы за бесценок в земледельческие поместья новой римской знати — сословия нобилей. Принадлежали к этому сос ...

Основные события на фронтах
В немецких и американских плакатах событиям на фронтах уделяется меньше внимания, чем в СССР. Для американцев крупнейшей трагедией войны стал разгром военно-морской базы Перл-Харбор. Что нашло отражение в плакате "Помни 7 декабря. Мы убеждены, что умершие не умерли напрасно" (Приложение 4). Плакаты советских художников, особе ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru