Причины Смуты
Религиозно-историческая теория
изучает движение человека к Богу.
Христианские историки (А. В. Карташов и др.) причину Смуты видят в духовной сфере, грехе гордыни, который явился искушением самовластья. Смута — это одновременно кара за безбожную жизнь и дар, мученический венец, чтобы дать народу явить свою силу.
Всемирно-историческая теория
ХIХ—нач. ХХ вв. в объяснении причин, вызывавших Смуту, неоднозначна.
Н.М. Карамзин (1766—1826) считал, что Смута вызвана вмешательством иноземных врагов России.
Н.И. Костомаров (1817—1885) сводил кризис к политическому вмешательству Польши, а самозванцам отводил роль проводников католического влияния.
С.М. Соловьев (1820—1879) связывал причины Смуты с внутренними факторами — “династическим кризисом”, то есть пресечением Московской династии Рюриковичей — Калиты, а также “с дурным состоянием нравственности в обществе”.
В.О. Ключевский (1841—1911) выстроил концепцию “смутного времени” как порождения сложного социального кризиса. Согласно данной концепции, поводом к Смуте послужило пресечение правящей династии Рюриковичей, представителей которой народное сознание признавало в качестве “природных государей”. Причины самой Смуты В.О. Ключевский видел в строе государственных повинностей, породившем социальную рознь. Нарушилась связь сословий: служилых и тягловых. Они отказались выполнять свои обязанности перед государством. Согласно схеме Ключевского, начали Смуту бояре, затем настала очередь дворян, позже поднялись низы.
Материалистическое направление
всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений.
Историки-материалисты (Б. А. Рыбаков, Н. И. Павленко, В. А. Федоров и др.) трактуют события Смутного времени исключительно как “крестьянскую революцию”; историки-материалисты отвергли сам термин “Смута”. Понятие “Смута” в советский период было заменено формулировкой “восстание”. В материалистической теории на первый план выдвигается противостояние “эксплуататоров и эксплуатируемых”, фактор классовой борьбы. Отсюда, Смута началась не сверху, как считал В.О. Ключевский, а снизу. Закрепощение крестьян в конце XVI века вылилось в восстания начала XVII века.
Либеральное направление
всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем развитию личности.
Либеральные историки (В. Б. Кобрин, Р. Г. Скрынников и др.) термин “крестьянская война” заменяют “гражданской войной”. В.Б. Кобрин (1930—1990) в своих трудах определил Смутное время как “сложнейшее переплетение разнообразных противоречий – сословных и национальных, внутриклассовых и межклассовых”. Он один из первых российских историков поставил под сомнение историко-материалистическое утверждение о Смуте как о крестьянской войне и задал вопрос: “Вправе ли мы бушевавшую в России начала XVII века гражданскую войну свести к крестьянской?”. Отказавшись от негативных стереотипов в оценках государственных деятелей, Кобрин показывает и Бориса Годунова, и Лжедмитрия I как мудрых личностей-реформаторов.
Локально-историческая теория
изучает единство человека и его среды обитания, составляющее понятие локальная цивилизация.
Л.Н. Гумилев (1912—1992) определяет рубеж XVI—XVII веков как акматическую фазу российского этноса. “Обычно в истории эта фаза,— пишет Л.Н. Гумилев,— сопровождается таким внутренним соперничеством и резней, что ход этногенеза на время тормозится . Начинаются гражданские войны . она сопровождается огромным рассеиванием энергии .”. Действительно, исторические факты вписываются в схему-логику, предложенную Л. Н. Гумилевым. Рубеж XVI—XVII веков — это хаос в Евразийском государстве и мощный “выброс” народа из центра на Украину, Дон, Сибирь.
Сравнительно-теоретические схемы
№ 1. Причины опричнины Ивана IV (Грозного)
|
Название теория |
Предмет изучения |
Интерпретации факта |
|
Религиозная (Христианская) |
Движение человечества к Богу |
Царь – помазанник Божий. Иван IV – грозный, но справедливый в отношении всего народа |
|
Всемирно-историческая: |
Общемировое развитие, прогресс человечества |
1) Опричнина – бессмысленные репрессии безумного царя 2) Опричнина – система мер, направленных на укрепление государства и борьбу с боярами |
|
Материалистическое направление |
Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба |
Опричнина – метод форсированной централизации государства, установления самодержавия. «Дворянская революция», направленная против бояр |
|
Либеральное направление |
Развитие личности и обеспечение ее индивидуальных свобод |
Опричнина – геноцид своего народа с целью установления личной диктатуры Ивана IV. Цена опричнины – массовая гибель людей. Уроки опричнины – не допустить установления личной диктатуры |
|
Технологическое направление |
Развитие технологическое, научные открытия |
Перенимание Москвой государственных традиций Османской империи |
Императрица Анна Иоанновна
Анна Иоанновна (28 января 1693 - 17 октября 1740) - российская императрица с 1730, племянница Петра I, герцогиня Курляндская с 1710, дочь царя Иоанна V Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны (урожденной Салтыковой). По решению Верховного тайного совета была выбрана на российский престол, вступила на престол 19 января 1730 года после с ...
Восстановление республики
Сентябрьская революция 1870 г. Поражение Франции в решающем сражении под Седаном определило судьбу наполеоновской монархии. Когда весть об этом разгроме дошла до Парижа (сентябрь 1870 г.), там вспыхнуло народное восстание. Правительство не оказало действенного сопротивления, и власть перешла к представителям прежней оппозиции в наполеон ...
Промышленность
Состояние промышленности Армении особенно ухудшилось после распада СССР, когда прервались существовавшие десятки лет налаженные хозяйственные связи. Стало очевидным, что большая часть промышленных предприятий Армении не обеспечивает законченный цикл производства, находится в зависимости от завозившегося извне сырья или компонентов проду ...