Интересная история

Период монгольского владычества. Система налогов

История » Экономика Руси периода монгольского владычества » Период монгольского владычества. Система налогов

Кочевники смогли лишь подчинить себе русские земли, а не включать их в состав своей империи. В завоеванных ими землях монголы спешили определить платежеспособность населения, проводя его перепись. Первую перепись в Западной Руси провели еще в 1245г., последнюю в Восточной Руси в 1274-1275гг.[6] После этого монголы больше не прибегали к всеобщей переписи, используя данные предыдущих переписей в качестве основы для налогообложения.

Существовало две основных разновидности налогов:

1) прямые налоги с населения сельских районов;

2) городские налоги.

Основной прямой налог назывался данью. В основе его была десятина. Первоначально, монголы требовали десятую часть со всего. В их первом приказании 1237г. люди и лошади были упомянуты особо. Скот и продукты сельского хозяйства также подлежали десятине. После восстания в Новгороде в 1259г. был введен сверхналог (туска) как карательная мера. Но после этого случая взимание этого налога больше не повторялось, и основой дани продолжала оставаться десятина. Со временем количество десятины было упорядочено, и дань выплачивалась в серебре, а не натуральным продуктом. В Новгороде в 14 и 15 веках, сбор налога, соответствовавшего дани, назывался «чёрным cбором». Первоначально его платили шкурами чёрных куниц. Такие платежи назывались «чёрными», в отличие от платежей «белым» серебром. Однако во времена правления Василия Второго «чёрный сбор» определялся в серебряных гривнах.

Помимо дани существовал ряд других прямых налогов. Поплужное (на севере Руси – посоха) было налогом на вспаханную землю. Яси являлся особым налогом на содержание конно-почтовых станций. Еще один налог, упоминающийся в ханских ярлыках, - война (военный, или солдатский налог). Его собирали в те годы, когда не вербовали рекрутов. И еще один налог в ярлыках называется пошлиной. Некоторые историки толкуют его в терминах системы налогообложения Золотой Орды как калан. В самом прямом смысле калан является налогом на землю; но это слово употреблялось и в более широком значении с дополнительным смысловым оттенком «подчинение», «порабощение». В Западной Руси в монгольский и послемонгольский период существовала категория царских рабов, которые назывались каланными. Тогда, если «пошлину» соотнести с «налогом», можно истолковать ее как, «денежную плату вместо обязанности работать в качестве каланного»[7]. Вдобавок к постоянным налогам ханы сохраняли за собой право требовать дополнительный налог. Известный как запрос, он упоминается в ярлыках, а иногда и в летописях.

Основной налог с городов назывался тамга. На монгольском языке термин «тамга» обозначает «эмблему», особенно – эмблему клана. В качестве эмблемы администрации, тамга представляла собой печать, в особенности клеймо на поступающих в налог вещах. Тамга являлась основным сбором в количестве примерно 0,4% от капитала. Платился этот налог золотом или, по крайней мере, подсчитывалась в золоте. Наиболее богатые купцы облагались индивидуально; купцы среднего достатка объединялись в ассоциации, которые служили единицами налогообложения. Со временем тамга приняла форму налога на оборот товаров и собиралась как таможенная пошлина. Взимался также и местный налог на товары – мыт.

Уже в конце 13 века некоторые русские князья и все русские князья в начале 14 века имели привилегию и обязанность – собирать дань и другие налоги. В связи с этим баскаки были отозваны, а мелкие сборщики налогов теперь назначались самими русскими князьями. Общая сумма, которую каждый великий князь должен был выплатить хану, называлась «выходом». Хотя свидетельства о размерах ордынской дани несистематичны, относятся к разным периодам и разным княжествам, тем не менее, они дают общее представление о средствах, безвозвратно перетекавших из русских земель в Золотую Орду. Так, в конце 14 века платежи с Московского княжества и присоединенных к нему княжеств: Дмитровского, Галицкого (Галич Костромской), великого княжества Владимирского, составляли 5000 рублей в год. С одного Московского княжества собирали 1000 рублей выхода. В начале 15 века с территории Нижегородского княжества собиралось полторы тысячи рублей дани. Неизвестны размеры выхода с Рязанского, Тверского, Ростовского, Ярославского, Белозерского, Юрьевского, Суздальского, Смоленского княжеств. Общая сумма ордынской дани с русских земель составляла не менее 15000 рублей в год[8].

От налогов ханы освободили только духовенство — они понимали, что священники имеют немалое влияние. Ханы давали иерархам русской церкви ярлыки (грамоты) на льготы в податях и повинностях. Церковные земли охранялись ханскими чиновниками, однако во время набегов они также нередко подвергались разорению

Впрочем, размеры ордынского «выхода» несколько колебались, не всегда он и выплачивался. Московский великий князь Дмитрий Иванович не платил дани со своих владений в 1361-1371 гг. и в 1374-1380 гг[9]. Его сын, Василий, пользуясь раздорами в Орде, не отправлял туда выхода в 1396-1409 г., Иван III в 1479 г[10]. отказался платить дань хану Большой Орды Ахмату, чем вызвал его безуспешный поход на русские земли в 1480 году. Временные перерывы в уплате дани вовсе не означали отмену податей с населения. Собранные средства оставались у князей. Княжеские договорные грамоты и завещательные распоряжения второй половины 14 в. и 15 в. содержат указания на условия распределения между князьями ордынской дани.

Сталин о Рихарде Зорге.
Сталин в разговоре с Тимошенко и Жуковым: «… нашелся один шаг…(тут» хозяин употребил нецензурное слово), который в Японии уже обзавелся заводиками и публичными домами и соизволил сообщить даже дату германского нападения 22 июня. Прикажите и ему верить? /Правда, 1989,22 июня/. Предупреждение о ближайшем нападении фашистской Германии был ...

Община у франков
Ко времени записи «Салической правды» у франков еще сохранялась большая семья (состоявшая из нескольких семей неразделенных братьев). Члены большой семьи совместно вели хозяйство и владели движимой и недвижимой собственностью. Несколько близких в родственном отношении домохозяйств составляли поселение — земледельческую общину. Однако у ...

Новая пиратская звезда
Харуджи Барбаросса являлся в своей среде гением, к тому же первым в мусульманском мире, в чьих жилах текла христианская кровь. Но его младший брат, крещеный Кизром, но известный мусульманам как Хейрэддин, даже превзошел его. Обладая всеми дарованиями и военными способностями Харуджи, он пробился из рядов обычных бандитов с большой дорог ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru