Интересная история

Введение

Историческая наука представляет собой сложную и сбалансированную систему, в которой можно выделить эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания. Каждый из них обладает своими особенностями функционирования.

В качестве базы исторического познания выступают исторические источники. Соответственно важнейшими этапами в структуре исторического исследования является формирование его источниковой базы.

Наличие источников для историка – обязательное условие его научного исследования. Не случайно учёные уделяют огромное влияние проблеме сточника как носителя сведений о прошлом, его природе и познавательным возможностям.

По вопросу определения исторического источника нет единства среди учёных. Часть исследователей, имея ввиду огромное влияние внешних факторов на деятельность человека (особенно в период становления человеческого общества), склонна рассматривать в качестве исторических источников географическую среду, природные бедствия, котаклизмы и т.д., всё то, откуда заимствуется информация о прошлом. Однако названные выше факторы представляют собой важнейшее условие человеческой деятельности, но не причину исторического события. Все они могут быть изучены методами других наук (астронимии, геофизики, геологии, медицины и др.)

Белее предпочтительна точка зрения той части учёных, которые определяют исторический источник как продукт целенаправленной деятельности людей.

В Советском энциклопетическом словаре дано следующее определение исторического источника: “Источники исторические – письменные документы и вещественные предметы, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое челолвеческого общества (памятники материальноц культуры, языка, письменности, обычаи, обряды и т.д.)”[1]

В советской исторической энциклопедии исторические источники определены как “всё, непосредственно отражающее исторический просесс и дающее возможность изучать прошлое человеческого общества, т.е. всё, созданное ранее человеческим обществом и дошедше до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, идеологии, нравов, обычаев, языка. Историки используют также данные других наук (географии, антропологии и др.) о явлениях, влияющие на развитие человеческого общества или появляющихся в результате общественных отношений.”[2]

История есть ни что иное, как история живых людей. Все её богатства накапливаются через действия живых людей и приломляются через их психику, волю, сознание. Поэтому информация о прошлом претерпевает на пути к изучению множество исключений.

Во-первых, она преломляется через сознание определённой исторической этики. Исторические источники – остатки культуры прошлого, отделённого от нашей жизни не только значительным интервалом времени, а и разрывом в традиции, что доаольно часто затрудняет их понимание.

Во-вторых, на неё оказывает огромное влияние психология отдельных социальных групп, к которым принадлежат авторы исторических источников.

В-третьих, информация искажается, проходя через систему мировозрения создателей информации, их сознание.

Следовательно, исторический источник отражает социальные и индивидуальные характеристики его автора. Исторический источник , с одной стороны, представляет собойфакт факт исторического прошлого, с другой, – содержит информацию об этом факте.

Важнейшей задачей исследователя является установления максимального количества источников, содержащих информацию о том или ином интересующем его историческом факте. При этом необходимо иметь ввиду, что количество источников, в которых зафиксировано то или другое событие прошлого, ещё не говорит о реальной исторической роли последнего.

Курс большевиков на социалистическую революцию. Обострение политической борьбы в России. Апрельские тезисы
3 апреля 1917 г. в Петроград из эмиграции возвратился лидер большевиков В.И. Ленин. Он подверг критике партийную установку на "завершение буржуазно – демократической революции",[14] объявил ее догматической и не соответствующей данному моменту в России, и потребовал немедленно взять курс на социалистическую революцию. Однако ...

Социальная структура общества
Благодаря массовому распространению высшего образования общая численность специалистов, имеющих университетский или институтский диплом, с 1970 по 1980 г. возросла с 6,9 млн до 12,0 млн, т.е. на 74%. СССР вчетверо превзошел США по числу дипломированных инженеров. Но экономике столько инженеров не требовалось. Многие из них работали техн ...

Технология древнего кораблестроения
Технология строительства древних кораблей до сих пор остаётся предметом острой полемики. Камнем преткновения для исследователей является вопрос о системе корабельного набора (рёбер-шпангоутов, вертикальных стоек – пиллерсов, продольных связей – стрингеров и т. д.). Само наличие или отсутствие этих связей сомнений не вызывает. Шпангоуты, ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru