В период революции 1905 – 1907 гг. численность РСДРП значительно выросла. Если перед революцией в рядах РСДРП состояло 2,5 тыс. членов (по другим данным 8,6 тыс.), то к концу революции – уже 70 тыс. При этом меньшевики составляли большинство (45 тыс.). В большевистском крыле РСДРП русские составляли 89%, в меньшевистском – русские – 37%, грузины – 29%, евреи – 23%, украинцы – 6% и прочие – 5%. Кроме того, в России числилось 74 тыс. членов национальных социал-демократических партий: 33 тыс. – еврейского Бунда, 28 тыс. – Польской социалистической партии и 13 тыс. латышских социал-демократов.
Партия эсеров, хотя формально и заявила о своем образовании в 1902 г., но организационно оформилась на учредительном съезде, состоявшемся 29 декабря 1905 г. – 4 января 1906 г. в Финляндии, на котором были приняты ее программа и устав. Программа эсеров предусматривала: свержение самодержавия и установление демократической республики, автономию областей и общин на федеративных началах, широкое применение федеративных отношений между отдельными нациями, признание за ними безусловного права на самоопределение, введение родного языка во всех местных общественных и государственных учреждениях, всеобщее избирательное право без различия пола, религии и национальности, бесплатное образование, отделение церкви от государства и свободу вероисповедания, свободу слова, печати, собраний, стачек, неприкосновенность личности и жилища, уничтожение постоянной армии и замена ее «народной милицией», введение 8-часового рабочего дня, отмену всех налогов, «падающих на труд», но установление прогрессивного налога на доходы предпринимателей.
Центральное место в эсеровской программе занимал аграрный вопрос. Эсеры требовали изъять землю вообще из частной собственности. Но они выступали не за национализацию ее, а за «социализацию», т. е. передачу земли не государству, а в общенародное достояние. Землей, считали эсеры, должны распоряжаться общины, которые будут распределять ее в пользование по «трудовой» норме среди всех граждан республики, для которых самостоятельный труд на земле является основным источником существования. В перспективе предусматривалось обобществление земледельческого производства путем использования различных форм кооперирования земледельцев. Организация трудовых ассоциаций предусматривалась не только в сфере земледелия. В этом эсеры видели создание социалистической формы
хозяйства. Они выступали за сохранение крестьянской общины как основы формирования социалистического характера общественных отношений в деревне.
Тактика эсеров предусматривала пропаганду и агитацию, организацию стачек, бойкота и вооруженных акций – вплоть до организации вооруженных восстаний и применение индивидуального политического террора. Впрочем, террор они рассматривали как «крайнее» средство. Им занималась небольшая боевая организация эсеров, которая вначале насчитывала 10 – 15, а в ходе революции 1905 – 1907 гг. 25 – 30 человек. Руководили ею Евно Азеф и Борис Савинков. Они организовали убийства ряда крупных государственных лиц – министра народного просвещения Н. П. Боголепова (1901), министров внутренних дел Д. С. Сипягина (1902) и В. К. Плеве (1904), генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича (1905).
Еще в конце 1904 г. из партии социалистов-революционеров выделилась группа, стоявшая на позиции широкого применения террористической борьбы. В конце 1906 г. она оформилась в «Союз социалистов-революционеров-максималистов», который представлял собой крайне левое крыло эсеровского движения и сосредоточил свою деятельность на «экспроприациях» и индивидуальном терроре. Лидером этой группы был М. И. Соколов, казненный в 1906 г. по приговору военно-полевого суда. Группа подвергалась наибольшим полицейским преследованиям и к 1907 г. была практически разгромлена.
Особое место занимала возникшая в 1903 г. группа анархо-коммунистов – последователей П. А. Кропоткина, однако влияние ее было невелико, несмотря на авторитет лидера.
Проблемы создания и использования современной геральдики Красноярского края
Основными проблемами современной геральдической системы Красноярского края являются следующие:
· создание законодательной базы геральдики,
· формирование общественного мнения по вопросам геральдики,
· разработка геральдических правил и норм, соответствующих современным российским реалиям.
Первоочередная задача создания государственн ...
Укрепление традиций деспотического правления при Иване Грозном. Опритчина
3 декабря 1564г. царь с семьей и приближенными выехал на богомолье в Торице - Сергиев монастырь, взяв с собой казну. После этого он прибыл в Александровую слободу, откуда направил две грамоты. В первой, адресованной митрополиту Афанасию, сообщалось, что царь положил свой гнев на всех епископов и настоятелей монастырей, а опалу - на всех ...
Использование плаката в учебной литературе по истории второй мировой войны
"Плакат— это тоже живопись, ноживопись, имеющая свои особенности: рисунок должен бросаться вглаза, приковывать ксебе внимание. Если позволительно такое сравнение, тоя бы сказал, что картина— это пропаганда, а плакат— агитация".
М.И. Калинин, 1943г.
Плакат - броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом ...